logo search
istoria_kz_otvety

24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.

Главной функцией городов VII- VIII вв. была административная. Свою независимость владетели городов подчеркивали выпуском монет. Выделяются два района формирования городской культуры. В Южном Казахстане оседло-земледельческая культура имеет древние традиции эпохи саков и кангюев. Распространяются и новые элементы городской культуры Согда, которые вошли как компонент в раннесредневековую городскую культуру Южного Казахстана. Одной из главных функций городов в Юго-Западном Семиречье была транзитная торговля. Важную роль в распространении в Юго-Западном Семиречье городской культуры играли согдийцы, которые расселялись по всей трассе Шелкового пути, в том числе, и в Семиречье. Они основали города Джамукат, Навакет, Кирмирау, Бунджикет, Семекну и способствовали распространению согдийских культурных эталонов. Однако основное население, в том числе и городское, здесь было тюркское, о чем свидетельствуют тюркские названия большинства городов, а также указания источников. Например, крупнейший город Тараз назван «как город славных и благословенных тюрок-чаруков». Процесс формирования получил название «среднеазиатско-тюркского синтеза». В большинстве могил останки человека лежат вместе с останками боевого коня. Этноним «тюрк» обычно ассоциируется в источниках с образом седока, сросшегося с конем - ¬кентавра. Чаще всего из предметов вооружения в погребениях встречаются стрелы. Луки были составные (сложные) с костяными накладками. Торговля была одним из важнейших факторов развития городов. В городе сходились три основных направления товарообмена: между странами, между городами и округами, между городами и кочевой степью. По югу Казахстана и через Семиречье проходил Великий Шелковый путь. Один из его участков шел через города Суяб, Тараз и Испиджаб. В 567 году Истеми-каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли. Посольства успеха не имели. Тогда каган направил посольства в Византию, и был заключен торгово-политический союз. Большую роль в торговле играли согдийцы. Они производили и продавали такие товары, как шелк, серебряные изделия, цветное стекло, лекарственные и красящие вещества, ковры. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших и пограничных городах - Испиджабе, Отраре, Дех-Нуджикесе. О наличии денежной торговли говорят находки монет. Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран», а половину жителей города составляют купцы. В IX - начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры. Растет количество городов, они территориально расширяются, в них развиваются ремесла и торговля. В северо-восточном Семиречье (Илийская долина) появляется новый район городской культуры где в XI - XII вв. уже насчитывалось около 70 городищ, тогда как в IX-X вв. их было всего 12. Начало формирования городов относится к VIII в., в IХ – XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов - пригородной территории. В IX - XII вв. проживало в Испиджабе - 40тыс, в Отраре - 16тыс, в Таразе¬ - 10тыс, в Баласагуне - около 10тыс, в Каялыке - 10 тыс. человек. Однако было больше городов с населением от 1 до 3 тыс. человек. Рост городов шел в IX-XII вв. более быстрыми темпами по сравнению со Средней Азией за счет оседания кочевников. Карлукам в IX в принадлежал Тараз, согласно сведениям автора Худуд аль-Алама, карлукскими считались города Кулан, Мирки, Нузкет, Кармикент, Барсхан. Центром карлукского владения был город Каялык. Жителями городов Каратау, Средней и Нижней Сырдарьи были огузы. Названия тюркских племен носили города Джикиль, Барсхан, Ягма. О городах кимаков, расположенных на побережье Алакуля и по Иртышу, пишет Ал-Идриси. Кыпчакам принадлежали города Дженд, Сыгнак, Барчкент, Кенджак-Сенгир. Наиболее крупными центрами торговли являлись Испиджаб, Кедер, Отрар и Янгикент, Тараз и Баласагун, Талгар и Каялык. В Испиджабе имелись крытые рынки и тимы - большие караван-сараи с помещениями для торговли тканями. Город Кедер в Отрарском оазисе назван источниками как «место стечения купцов». В Янгикенте существовала колония хорезмийских купцов. Важнейшим центром транзитной торговли оставался Тараз, о котором источники пишут как «о месте торговли мусульман с тюрками». Торговля, носившая характер ярмарок, велась наиболее интенсивно в пограничных с кочевым миром городах - Сауране, Янгикенте, Каялыке. В крупных городах Казахстана функционировали монетные дворы. Чеканили монеты Испиджаб, Отрар, Будухкет, Тараз.