logo search
история дизайна ГОСЫ ГОТОВЫЕ последние

Тема 6. Первые теоретические концепции дизайна

(2-я пол. XIX – XX вв.)

Первые теории о соотнесении красоты и пользы древнегреческих ученых: Сократа, Аристиппа, Протагора, Платона, Аристотеля. Работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. «Театры машин» эпохи Возрождения. Трактаты Леонардо да Винчи. Работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), Александр Баумгартен, Имануил Кант, «Трактат о природе человека» Девида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства и развитие критической мысли. Постановка проблемы связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. «Практическая эстетика» Г. Земпера (1803 – 1879). Движение «Искусства и ремесла». Обращение первых теоретиков дизайна Дж. Рескина (1819 – 1900), У. Морриса (1834 – 1896), В. Гропиуса (1883 – 1969) к средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений. Организация художественно-промышленного объединения «Моррис и К». Дом Морриса «Ред-хауз» как пример целостной организации среды обитания человека. Предложение практической программы создания нового стиля жизни. Эстетическая концепция Морриса. Теоретические воззрения Ф.Рело (1829 – 1905). Формулировка основных вопросов структуры и кинематики механизмов, связь теории с проблемами конструирования, выявление проблемы эстетичности технических объектов-машин, провозглашение возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Идеи о принципах композиционного построения, не противоречащих принципам функционального формообразования.

Эпоха американского функционализма и творения теоретиков дизайна: эстетические эссе Горацио Грино, «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» Джона Гриффита (1856), «Листья травы» Уолта Уитмена, манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» Луиса Салливена (1896), доклад «Искусство и ремесло» Фрэнка Ллойда Райта (1903). Влияние первых теорий на развитие европейской художественной культуры к.19-н.20 в.в. ряд книг Адольфа Лооса, «Проблема формы в изобразительном искусстве»(1912) Адольфа Гильдебранда, «Вопросы стиля» Алоиза Ригля, 30 фундаментальных исследований Германа Мутезиуса, "Торжество жизни и искусства, «Размышления о театре как высшем художественном синтезе» Петера Беренса.

Вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации периодических изданий: журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849), специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898), «Югенд». Творческое кредо дизайнерских групп и отдельных мастеров: Чарльз Ренни Макинтош и школа Глазго, Пит Мондриан и группа «Де-Стиль», Герман Матезиус и германский Веркбунд и др.