Тема 6. Первые теоретические концепции дизайна
(2-я пол. XIX – XX вв.)
Первые теории о соотнесении красоты и пользы древнегреческих ученых: Сократа, Аристиппа, Протагора, Платона, Аристотеля. Работы по комбинаторике: о соединении человека и машины «Театр автоматов» Герона Александрийского. «Театры машин» эпохи Возрождения. Трактаты Леонардо да Винчи. Работы Жоффруа Тори о шрифтах (1529), Готфрида Лейбница «Об искусстве комбинаторики» (1666), «Театриум Махинарум» Андрея Нартова (1720), Александр Баумгартен, Имануил Кант, «Трактат о природе человека» Девида Юма (1740), «Размышления о природе и принципах чувств» Арчибальда Алисона (1790), «О влиянии живописи на художественную промышленность» Эмиля Экмерид-Давида (1805), «Теория органопроекции» Павла Флоренского. Возникновение промышленного производства и развитие критической мысли. Постановка проблемы связи искусства с жизнью в условиях научно-технического прогресса. «Практическая эстетика» Г. Земпера (1803 – 1879). Движение «Искусства и ремесла». Обращение первых теоретиков дизайна Дж. Рескина (1819 – 1900), У. Морриса (1834 – 1896), В. Гропиуса (1883 – 1969) к средневековым цеховым мастерским как своеобразной идеальной форме производственной деятельности и отношений. Организация художественно-промышленного объединения «Моррис и К». Дом Морриса «Ред-хауз» как пример целостной организации среды обитания человека. Предложение практической программы создания нового стиля жизни. Эстетическая концепция Морриса. Теоретические воззрения Ф.Рело (1829 – 1905). Формулировка основных вопросов структуры и кинематики механизмов, связь теории с проблемами конструирования, выявление проблемы эстетичности технических объектов-машин, провозглашение возможности единого гармоничного развития искусства и техники. Идеи о принципах композиционного построения, не противоречащих принципам функционального формообразования.
Эпоха американского функционализма и творения теоретиков дизайна: эстетические эссе Горацио Грино, «Трактат по архитектуре гражданских и военных морских судов» Джона Гриффита (1856), «Листья травы» Уолта Уитмена, манифест «Высотные административные здания с художественной точки зрения» Луиса Салливена (1896), доклад «Искусство и ремесло» Фрэнка Ллойда Райта (1903). Влияние первых теорий на развитие европейской художественной культуры к.19-н.20 в.в. ряд книг Адольфа Лооса, «Проблема формы в изобразительном искусстве»(1912) Адольфа Гильдебранда, «Вопросы стиля» Алоиза Ригля, 30 фундаментальных исследований Германа Мутезиуса, "Торжество жизни и искусства, «Размышления о театре как высшем художественном синтезе» Петера Беренса.
Вклад в становление теоретических воззрений истории дизайна и его популяризации периодических изданий: журнал Генри Кола по эстетическим проблемам предметного мира и его проектированию «Journal of Design and Manufactures» (1849), специализированные журналы «Pan»(1895), «Decorative Kunst»(1897), «Kunst und Handwerk»(1898), «Югенд». Творческое кредо дизайнерских групп и отдельных мастеров: Чарльз Ренни Макинтош и школа Глазго, Пит Мондриан и группа «Де-Стиль», Герман Матезиус и германский Веркбунд и др.
- Общие положения
- Программа государственного междисциплинарного экзамена
- Тема 1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человекам в первобытном обществе
- И Древнем мире
- Тема 2. Научные знания и техника рабовладельческого способа производства. Особенности и специфика развития науки и техники феодального периода и периода эпохи Возрождения
- Тема 4. Наука и техника в период утверждения капитализма кон.
- XVIII в. – нач. XX в. Техника как искусство
- Тема 5. Практика раннего дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании кон. XIX в. Первые всемирные промышленные выставки
- Тема 6. Первые теоретические концепции дизайна
- Тема 7. Становление и развитие инженерного и художественного проектирования в России кон. XVIII - нач. XX века
- Тема 8. Первые практические шаги промышленного дизайна кон. XIX - нач. XX века (на примерах Чикагской архитектурной школы, германского Веркбунда, творчества Петера Беренса и компании аэг)
- Тема 9. Художественный авангард и производственное искусство Советской России - предшественники современного дизайна
- Тема 10. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Баухауз как основоположник современного формообразования в дизайне. Основные принципы и направления деятельности
- Тема 11. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Становление и развитие советской дизайнерской школы (вхутемас и вхутеин (1920-1930))
- Тема 12. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в странах Европы (Арт-деко, функционализм)
- Тема 13. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в ссср и нацисткой Германии
- Тема 14. Основные концепции американского дизайна
- Тема 15. Государственная поддержка дизайна в европейских странах после второй мировой войны
- Тема 16. Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италии, Германии, Франция, Японии и др.
- Тема 17. Дизайн в послевоенной Германии. Высшая школа формообразования в Ульме как продолжатель идей и практики Баухауза
- Тема 18. Дизайн послевоенных лет в ссср (кон.1940-х – нач.1960-х)
- Тема 19. Явление поп-арта как отражение философии промышленного производства в дизайне. Эксперименты и дизайн-утопии 60-70-х годов
- Тема 20. Итальянский арт-дизайн второй пол. XX века
- Тема 21. Дизайн 60-80-х г.Г. В ссср. Концептуальные поиски советских инженеров-проектировщиков. Постсоветский дизайн
- Тема 22. Дизайн периода постмодерна. Эстетические идеалы 70-х – 80-х г.Г. (новый дизайн в Германии, Англии, Испании, Франции, Японии и др.)
- Тема 23. Философия дизайна на рубеже тысячелетий. Дизайн в контексте современной проектной культуре
- Примерные вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
- Критерии оценивания ответа на экзамене
- Список литературы
- Интернет-ресурсы по дизайну
- Учебно-справочные издания