Тема 10. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Баухауз как основоположник современного формообразования в дизайне. Основные принципы и направления деятельности
Баухауз – высшая школа строительства и художеств, конструирования учебное заведение, идейный центр европейского функционализма и архитектурно-художественное объединение в Германии. Баухауз - исторический экскурс (Ваймер, Дессау, Берлин). Основные принципы и направления деятельности. Основные педагогические принципы, цели учебного и научно-исследовательского объединения. Объективно-формальный метод пропедевтического курса. Направления деятельности Баухауза: педагогическое; практическое; организационное; теоретическое: а) обоснование комплексного подхода в проектировании вещей (надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология), б) логика промышленного мышления дизайнера (функция - назначение - конструкция, форма).
Трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики как главное звено учебного процесса.
Преподавательская и творчески-экспериментальная работа крупных архитекторов-функционалистов (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеров современного дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторых художников-авангардистов (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер).
Эстетика функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств. Известные ученики и произведения.
Развитие творческих идей Баухауза в Высшей школе формообразования в Ульме. Значение Баухауза в истории дизайна и художественной культуре.
- Общие положения
- Программа государственного междисциплинарного экзамена
- Тема 1. Характеристика ранних форм материальной культуры человечества. Особенности познания и технического освоения природы человекам в первобытном обществе
- И Древнем мире
- Тема 2. Научные знания и техника рабовладельческого способа производства. Особенности и специфика развития науки и техники феодального периода и периода эпохи Возрождения
- Тема 4. Наука и техника в период утверждения капитализма кон.
- XVIII в. – нач. XX в. Техника как искусство
- Тема 5. Практика раннего дизайна. Стилевые направления в индустриальном формообразовании кон. XIX в. Первые всемирные промышленные выставки
- Тема 6. Первые теоретические концепции дизайна
- Тема 7. Становление и развитие инженерного и художественного проектирования в России кон. XVIII - нач. XX века
- Тема 8. Первые практические шаги промышленного дизайна кон. XIX - нач. XX века (на примерах Чикагской архитектурной школы, германского Веркбунда, творчества Петера Беренса и компании аэг)
- Тема 9. Художественный авангард и производственное искусство Советской России - предшественники современного дизайна
- Тема 10. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Баухауз как основоположник современного формообразования в дизайне. Основные принципы и направления деятельности
- Тема 11. Первые школы дизайна 20-30-х годов. Становление и развитие советской дизайнерской школы (вхутемас и вхутеин (1920-1930))
- Тема 12. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в странах Европы (Арт-деко, функционализм)
- Тема 13. Сравнительная характеристика предвоенного дизайна в ссср и нацисткой Германии
- Тема 14. Основные концепции американского дизайна
- Тема 15. Государственная поддержка дизайна в европейских странах после второй мировой войны
- Тема 16. Особенности развития дизайна после второй мировой войны; страны Скандинавии, Италии, Германии, Франция, Японии и др.
- Тема 17. Дизайн в послевоенной Германии. Высшая школа формообразования в Ульме как продолжатель идей и практики Баухауза
- Тема 18. Дизайн послевоенных лет в ссср (кон.1940-х – нач.1960-х)
- Тема 19. Явление поп-арта как отражение философии промышленного производства в дизайне. Эксперименты и дизайн-утопии 60-70-х годов
- Тема 20. Итальянский арт-дизайн второй пол. XX века
- Тема 21. Дизайн 60-80-х г.Г. В ссср. Концептуальные поиски советских инженеров-проектировщиков. Постсоветский дизайн
- Тема 22. Дизайн периода постмодерна. Эстетические идеалы 70-х – 80-х г.Г. (новый дизайн в Германии, Англии, Испании, Франции, Японии и др.)
- Тема 23. Философия дизайна на рубеже тысячелетий. Дизайн в контексте современной проектной культуре
- Примерные вопросы к государственному междисциплинарному экзамену
- Критерии оценивания ответа на экзамене
- Список литературы
- Интернет-ресурсы по дизайну
- Учебно-справочные издания