117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
Одно из безусловных достижений советского режима - развитие системы народного образования и осуществление сплошной грамотности. Уже в 1918г. принимаются "Декларация о единой трудовой школе" и "Положение о единой трудовой школе", в которых провозглашались основные принципы советской образовательной системы - бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени -первую, для детей 8-13 лет и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. - казахи. Однако большая часть школ работала в неприспособленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. Количественный рост школ в тяжелейшей экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Тем не менее, власти предпринимали огромные усилия по ликвидации неграмотности. В 1930 г. был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 г. было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов в которых к 1934 г. обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 г. в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-бальная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.
Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 г. правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Казграмчека), руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.
Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом.
Кроме того, даже после усовершенствования А. Байтурсыном в 1924 г. арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч. и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
В годы Советской власти в Казахстане начала развиваться система высших учебных заведений. В 1926 г. в Ташкентском высшем педагогическом институте был образован казахский факультет. В 1928 г. факультет был переведен в Алма-Ату и преобразован в Казахский государственный университет. Два года спустя он был переименован в Казахский педагогический институт, а в 1935 г. получил имя Абая Кунанбаева. В 1929 г. в Алма-Ате был открыт зооветеринарный институт, а в 1930 - сельскохозяйственный. В 1934г. в столице состоялось открытие двух новых вузов - Горно-металлургического института и Казахского государственного университета им. С.Кирова (ныне КазГУ им. Аль-Фараби). В 30-е годы начинает развиваться система заочного обучения.
- 1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
- 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.
- 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.
- 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 10. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
- 11. История Первого Тюркского каганата. (552 – 603 гг.)
- 12. История Западно – Тюркского каганата. (603 – 704 гг.)
- 13. Тюрки в системе международных отношений в VI веке.
- 14. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)
- 16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.
- 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяство, культура.
- 18.Этнополитическая история кыпчаков.
- 19. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.
- 20. Ханство кипчаков.
- 21. Культура тюркских племен в VI-XII в.
- 22. Памятники древнетюркской пиьменности.
- 23. Верования и обычаи древних тюрков.
- 24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.
- 25. Ученые и мыслители IX-XII вв.
- 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27. Кого завоевали монголы?
- 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана.
- 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа.
- 31.Как монголы поделили завоеванные земли на территории Средней Азии и Казахстана.
- 32. Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой орды.
- 33. Ак - Орда первое государство на этнической территории Казахстана.
- 34. Восточный Дешт-и-кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1268 гг.)
- 35. Юго-Восточный Казахстан в составе Могулистна в середине XIV – XV вв.
- 36. Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.
- 37. Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 38. Письменные источники об истории Казахского ханства в середине XV первая треть XVIII в.
- 40. Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверь xVв.)
- 41. «Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Тауекель хане.
- 44. Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 45. Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
- 46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.
- 47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
- 49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить?
- 52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.
- 54. Хозяйство и быт казахов в XV-XVII в.
- 55. Казахско джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г.
- 56. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и в Анракае и их значение.
- 57. Этапы казахско джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа.
- 58. Представители письменной литературы XV-XVIII вв.
- 59. Акыны и жырау XV-XVIII в. И их творчество.
- 60. Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV- XVIII в.
- 61. Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII в. Вы можете отметить?
- 62. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 67. Дайте характеристику второго этапа вхождения в состав России
- 68. Дайте характеристику третьего этапа вхождения в состав России
- 69. Завершающий этап вхождения Казахстана в состав России.
- 70. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
- 71. Участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 72. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы 1784-1797 гг.
- 73. Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.
- 75. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 76. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
- 79. Процесс завоевания Российской империи Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80. Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81. Завершающий этап административно – судебной реформы. Положения об управлении краем 1886 1891 гг.
- 82. Восстание казахов Уральской и Тургайской областей и на Мангыстау против введения «Временного положения»
- 83. Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX начале XX в.
- 85. Исследование Казахстана Российскими учеными в XIX веке.
- 86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.
- 87. .Великие казахские просветители и мыслители: ч.Валиханов, и.Алтынсарин, а.Кунанбаев и др.
- 88. Социально-экономическое развитие Казахстана а начале XX.
- 89. Влияние первой русской революции на Казахстан.
- 91. Казахская политическая пресса в начале XX века.
- 92. Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 94. Особенно положения казахского общества после Февральской революции. Первый Всеказахский съезд.
- 95. Образование партии Алаш и ее программа.
- 96. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.
- 97. Образование Туркестаноской автономии. Мустафа Шокай.
- 99. Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 100. Политика «военного коммунизма» - переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 101. Образование Казахской асср. Учредительный съезд советов.
- 102. Земельно-водная реформа 1921 года.
- 103. Голод 1921-1922 гг. В Казахстане.
- 104. Нэп в Казахстане, ее особенности.
- 106. Какие казахские земли вошли в состав касср после национально-территориального размежевания казахских земель в 20-30-е годы XX в.
- 107. Репрессии против казахской интеллигенции в 20-30-е годы XX в.
- 109. Насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости в годы коллективизации. Итоги и последствия.
- 111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.
- 112. Голод 1931-1933 г. Экономические и демографические последствия.
- 113. Письмо Рыскулова Сталину: «Письмо пятерых»
- 115. Итоги индустриализации в Казахстане.
- 116. Культура Казахстана в 20-30-е годы XX в. Противоречия и проблемы.
- 117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
- 118. Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30- годы XX в.
- 120. Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.
- 121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы вов.
- 122. Подвиги казахстанцев на фронтах вов.
- 124. Трудовой подвиг казахстанцев в годы вов.
- 125. Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов(1941-1945гг.)
- 126. Казахстан – арсенал фронта.
- 127. Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
- 130. Развитие науки и образования Казахстана (1946-1964)
- 131. Казахстан в период хрущевских реформ (1956-1964 гг).
- 132. Казахстана в период кризиса «развитого социализма»(1965-1985 гг.)
- 133. Экономические реформы в ссср 60-х годов XX в. И их незавершенность.
- 134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.
- 135. Застойные явления в сельском хозяйстве Казахстана (1970-1985 гг)
- 136. Достижения и противоречия в сфере культуры и науки в годы застоя.
- 137. Казахстан в период реформ Горбачева.
- 138. Декабрьские события 1986 г. В Алматы и их современная оценка.
- 139. Распад ссср и образование снг
- 140. Этапы становления рк, делорация о государственном суверенитете казсср, закон о государственной независимости рк
- 141. Государственные символы рк
- 142. Конституция 1993 года
- 143. Конституция 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент
- 145. Современные политические партии в Казахстане.
- 146. Участие Казахстана в меджународных региональных организациях.
- 147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
- 149. Астана – столица Республики Казахстан
- 150. Представительство Казахстана в обсе: итоги и значение
- 152. Казахстанско – российские отношения на современном этапе
- 153. Казахстан и шос
- 154. Делимитация и демаркация рк государственной границы соседними государствами.
- 155. Статус казахского языка в рк.
- 157. Послание президента 2006.
- 159Становление института Президентской власти в
- 160. Государственные структуры современного Казахстана: парламент.
- 161. Государственная структура современного Казахстана: Правительство
- 162. Судебная власть Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства[14] и Верховным Главнокомандующим[15
- 163. Конституционный совет рк
- 164. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию рк в мае 2007 г. I. Права и свободы граждан
- 5) Статья 51
- 166. Основные положения лекции президента рк в казну
- 167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011
- 168) Государственная программа «Болашак»: Историческое значение для будущего страны
- 170)Государственная программа «Нурлы Кош» и значение
- 172. Миграционная политика Современного Казахстана
- 4. Развитие животноводства.
- 175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
- 178. Казахстан – в мировом сообществе.
- 179. Вхождение Казахстана в оон и другие международные организации.
- 180. Деятельность и роль первого Президента рк в создании и становлении независимого Казахстана.