logo search
istoria_kz_otvety

111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.

По официальным документам в период с 1929 по 1931 годы в Казахстане произошло 372 восстания крестьян, в которых участвовало примерно 80 тысяч человек. По секретным статистическим данным ОГПУ, которые были предоставлены 1 декабря 1931 году, всего в 1929 году было 54 восстания, в 1930 – 77, а, включая те, что произошли в 1931 году, всего таких восстаний было насчитано 372. Также статистика утверждает, что в 1929 году в восстаниях участвовало 351 человек в составе 31 группы, в 1930 году 85 групп и 1925 человек, в 1931 году бунтовало 3192 человек в 80 группах. За эти три года в восстаниях участвовало 5468 человек, против cоветской власти было совершено 460 попыток диверсий, против создания колхозов и совхозов, по официальным данным было совершено 127 попыток диверсий. Эти данные взяты из официальных источников. Но это неполные сведения. Официальная статистика умалчивает о свыше двух миллионов казахах, которые в период с 1929 года по 1931 годы умерли или были убиты по разным причинам, в результате голода, расстрелов, карательных операций и.т.п. На самом деле, численность восставших была гораздо больше, чем утверждается в официальной статистике. Значит, многие дела о подобных событиях умышленно замалчивались. Причина в том, что количество людей бунтовавших против советской власти было просто ошеломляющим. К тому же подобные внутренние противоречия могли значительно подпортить внешний «имидж» советского правительства. А советская власть, которая хотела внедрить идеи коммунизма по всему миру, понимала, что в первую очередь эту идею должен признать собственный народ. Именно поэтому, возникала нужда занижать количество восстаний против советской власти. Например, в декабре 1931 года Ф.И. Голощекин пишет Сталину: «Об усилении классовой борьбы говорит то, что за последние два года имело место 15 восстаний с участием 34000 человек, которые объединились в крупные банды. За два года было ликвидировано 1350 контрреволюционных группировок, арестовано 7500 человек…». Естественно, единственной причиной таких восстаний была политика советской власти. Недовольство крестьян вызвало принудительное объединение в колхозы, которое началось в 1929 году. В 1928 году Сталин подвел итоги новой экономической политики Ленина, начал первую пятилетку, тем самым приступил к реализации плановой экономики. А такие личности как Л.Д. Троцкий, которые были не согласны с подходами Сталина в этом вопросе, были смещены с политической арены.

Все началось еще в 1925 году, с декабрьского XIV съезда коммунистической партии, на котором с подачи Сталина было принято постановление о коллективизации в сельском хозяйстве. По их планам, властные полномочия должны быть сняты с лидеров общин, а земля должна была перейти к казахским крестьянам. Однако на деле все вышло иначе. Пламенные речи с трибун никак не соответствовали реальным делам. В сельском хозяйстве началась принудительная коллективизация. Именно поэтому тогдашняя интеллигенция во главе с Ахметом Байтурсыновым выступила против этой реформы. Но советская власть жестко наказывала своих противников. В государственную собственность забрали не только землю, но и весь народный скот. Люди, издревле занимавшиеся скотоводством, не желали так сразу расставаться со своим скотом. Живность просто забивали, чтобы даром не досталось государству, а некоторые наши земляки перекочевывали в соседние страны, чтобы остаться в живых. В результате, если в 1915 году в одной казахской семье было 26 голов скотины, в 1929 году приходилось уже всего 5. В период с 1928 по 1932 годы поголовье крупного рогатого скота с 6 миллионов 509 тысяч уменьшилось до 965тысяч, поголовье овец – с 18 миллионов 566 тысяч до 1 миллиона 386 тысяч. Количество лошадей сократилось с 3 миллионов 516 тысяч до 316 тысяч, а верблюдов – с 1 миллиона 42 тысяч до 63 тысяч. Таким образом, коллективизация советской власти превратилась на местах в разбой и насилье. В годы первой пятилетки (1928-1932) в аулах были ликвидированы частные хозяйства, вместо них появились колхозы и совхозы. В результате такой реформы социальное положение народа сравнялось. Эта реформа облегчила задачу по реализации советской идеологии и системы. Таким образом, все население было взято под контроль. Вообще, у казахов не было такого понятия как земельная собственность и феодализм. Жизнь крестьян в России и казахов была абсолютно разной. У русских было богатое сословие крестьян, именуемое кулаками. Несмотря на то, что в 1905 году кулаки составляли всего 10 процентов от количества всех крестьян, им принадлежало 35 процентов всех земель. Бедные крестьяне батрачили на кулаков. А у казахов все было совсем наоборот. Они в большинстве своем занимались скотоводством. Для выпаса скота в определенное время года выходили на летние пастбища. Частично занимались земледелием и торговлей. По обычаю казахов, земля считалась общим имуществом. Города и другие населенные местности по шариату имели права на земельную собственность. Степной народ землю использовал для выпаса скота и сенокоса. До переворота 1917 года в казахском обществе не было крупных землевладельцев. После того, как государство начало принудительно заставлять сеять хлопок и другие культуры, а у мелких землевладельцев начал расти долги, вскоре появились первые крупные землевладельцы. Это тоже было результатом политики советской власти. В 1929 году Сталин заявил, что в результате объединения в колхозы страна будет лидером по экспорту зерна. Но эти столь многообещающие слова в 1929-1931 годы стали причиной смерти от голода свыше двух миллионов казахов. Государство, которое завладело всеми ресурсами, заставило людей отказаться от посева зерна, принуждая к коллективизации. Те, кто были против режима, обвинялись в пособничестве буржуям, и как классовые враги попали под репрессии, многих расстреляли. У тех, кто не занимался хлопководством и не вступал в коллективное хозяйство, отбирали землю и скот. Государственные трактора давали тем, кто беспрекословно выполнял волю советской власти. 27 декабря 1929 года правительство решило уничтожить кулаков как класс. Но среди казахов кулаков не было, и под репрессии попали те, кто имел всего одну корову. В 1929 году по указу Сталина основным приоритетом стало развитие колхозов и совхозов. Представители коммунистической партии Казахстана неоднократно обращались в Москву с заявлениями о том, что республика еще не готова к коллективизации, но их обращения не были услышаны кремлевскими вождями. Cами руководители государства признавали ошибки коллективизации. В 1931 году Голощекин писал Сталину: – «Если смотреть на распространение этих движений в плане времени, то это не связано с ошибками в организационном процессе». Cодержание этого письма подтверждает, что люди из правительства делали все что хотели. «Коллективизация в казахских районах шла намного быстрее. Поскольку не было никаких условий, необходимых для коллективизации, никто не знал, как нужно проводить и организовывать эту работу». В 1929 году принудительно коллективизировано 7,4 процентов казахов. По директиве, которая поступила из Москвы 5 января 1930 года, коллективизацию в Казахстане нужно было закончить до весны 1932 года. В результате этих указаний в январе 1930 года началась усиленная коллективизация казахов. На 1 февраля 1930 года коллективизировано 53,3 процентов населения, в марте того же года – 42 процентов, в ноябре 1931 года – 62,2 процентов, а к 1932 году коллективизации подверглось 70 процентов населения. Для того чтобы в зимний период отбирать у народа скот и земли, Москва назначила на эту службусвоих ставленников, в республике функционировало 25 тысяч групп, ответственных за операцию. Народ, оставшийся без средств к существованию, был в отчаянии и ярости. Все это продолжалось до 1933 года. За это время погибли миллионы людей, из страны бежало несколько сотен тысяч людей.

Все восстания того периода возникали по причине коллективизации, явившейся одним из проявлений колониальной политики советской власти. Однако руководители государства пытались исказить основную причину этих восстаний. Как писал Голощекин Сталину: «Эти восстания явились по причине классовой и междоусобной борьбы, так как в казахских аулах богачи и старшины все еще представляют собой серьезную силу». Казахская интеллигенция пыталась организовать народ. О них Голощекин в газете «Енбекши казах» писал так: «в вопросе коллективизации казахов мы ведем борьбу с такими личностями как Алихан Букейханов, Каратилеуов и Жафар Султан Бек». Но у народа на этот счет было совершенно другое мнение. В ходе восстания в Каракуме, весной 1930 года, казахи выдвинули следующие требования:

1. Вернуть несправедливо отобранный в середине 1928 года скот;

2. Предоставить свободу вероисповедания. Вернуть мечети, не мешать религиозным обычаям;

3. Соблюдать декрет о прекращении конфискации имущества богатых, вышедший после раскулачивания крупных богачей;

4. Остановить принудительную коллективизацию. Это должно происходить на добровольной основе.

5. В казахской степи нужно прекратить разделения на классы. Нужно чтобы вопросы решались не комиссиями, а на общих собраниях аулов.

6. Налоги должны быть пропорциональными к имуществу крестьян. Те, кто не занимаются земледелием, не должны платить зерновые налоги.

В письме также критикуется указ о конфискации имущества богатых. Советская власть могла, кого угодно подвести под этот класс и конфисковать все его имущество. При выполнении указа не была определена граница, разделяющая богатых и средних крестьян. В письме «От граждан, собравшихся в Каракуме», опубликованной на страницах газеты «Енбекши казах» писали: «В газете «Енбекши казах» неоднократно писали о том, что больше не допускается конфискация имущества. Однако за последние годы начали конфисковать не только богатых, но средних крестьян. Многие попали в ссылку. В казахской степи нет таких богатых, поэтому просим брать налоги только с тех, у кого есть земля. Мы никогда не отказываемся от собственных государственных обязательств. И не выступаем против правительства. Просим дать человеческие условия для жизни».

На самом деле – требования по принудительной коллективизации, о свободе религии и.т.п. – не противоречат правам человека, все это были пожелания, возникшие на почве сопротивления советской колониальной политике. С теми, кто был против этой политики советская власти, беспощадно расправилась.