48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт. Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов. Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов). Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях. Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей. В XIY-XY вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом. Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке. Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства. В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Различают три вида этнических историко-хронологических формирований: родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это сознание человеком себя как члена определенного этнического объединения. Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны. Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX-X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу. В арабских документах, относящихся X-XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский. Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам. Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах. Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас. Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах». Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических. Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV-XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.
- 1. История Казахстана как наука. Цель, задачи, актуальность изучения.
- 2. Памятники каменного века на территории Казахстана.
- 5.Саки: источники, материальная и духовная культура, общественное устройсво.
- 6. Историко – культурное значение Великого Шелкового пути.
- 8. Письменные источники по истории древнего Казахстана (античные, китайские, древнеперсидские).
- 9.Сако-сарматская эпоха: сведения письменных источников и археологические памятники.
- 10. Основные черты государственного устройства хунну, усуней, кангюев.
- 11. История Первого Тюркского каганата. (552 – 603 гг.)
- 12. История Западно – Тюркского каганата. (603 – 704 гг.)
- 13. Тюрки в системе международных отношений в VI веке.
- 14. Тюргешский каганат. (704-756 гг.)
- 16. Государство кимаков: этнополитическая история, хозяйство, культура.
- 17. Государство огузов: этнополитическая история, хозяство, культура.
- 18.Этнополитическая история кыпчаков.
- 19. Государство Караханидов: этнополитическая история, социально экономическое развитие и культурный ренессанс.
- 20. Ханство кипчаков.
- 21. Культура тюркских племен в VI-XII в.
- 22. Памятники древнетюркской пиьменности.
- 23. Верования и обычаи древних тюрков.
- 24. Городская культура Южного и Юго-Восточного Казахстана в VI-XII в.
- 25. Ученые и мыслители IX-XII вв.
- 26. Источники и историография по монгольскому этапу истории Казахстана.
- 27. Кого завоевали монголы?
- 28. Военная тактика Чингисхана при завоевании Средней Азии и Казахстана.
- 30. Последствия монгольского завоевания для казахского народа.
- 31.Как монголы поделили завоеванные земли на территории Средней Азии и Казахстана.
- 32. Казахстан в период образования, усиления и распада Золотой орды.
- 33. Ак - Орда первое государство на этнической территории Казахстана.
- 34. Восточный Дешт-и-кипчак в составе Государства кочевых узбеков (Ханства Абулхаира 1428-1268 гг.)
- 35. Юго-Восточный Казахстан в составе Могулистна в середине XIV – XV вв.
- 36. Западный Казахстан в составе Ногайской Орды.
- 37. Образование Казахского ханства в середине XV в.
- 38. Письменные источники об истории Казахского ханства в середине XV первая треть XVIII в.
- 40. Возвышение Казахского ханства при Касым хане (первая четверь xVв.)
- 41. «Временное ослабление» Казахского ханства в 20-30 гг. XVI в.
- 43.Казахское ханство при Тауекель хане.
- 44. Внутриполитическое положение Казахского ханства в XVII в.
- 45. Казахское ханство при Тауке хане. 1680-1718 гг.
- 46. Мухаммед Хайдар Дулати «Тарихи Рашиди» - источник по истории Казахского ханства.
- 47. Основные этапы этногенетических процессов на территории Казахстана. Этноним «казах».
- 48. Какие этапы в формировании этнической территории Казахстана вы можете отметить.
- 49. Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку и международное положение Казахского ханства в XVII в.
- 50. Какие особенности внешнеполитического и внешнеполитического положения Казахского ханства при правлении хана Тауке можете отметить.
- 51. Какие особенности внешнеполитического положения Казахского ханства во второй половине XVI в. Вы можете отметить?
- 52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.
- 54. Хозяйство и быт казахов в XV-XVII в.
- 55. Казахско джунгарские отношения. Нашествие джунгар весной 1723 г.
- 56. Освободительная борьба казахского народа против джунгар. Битва при Буланты и в Анракае и их значение.
- 57. Этапы казахско джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа.
- 58. Представители письменной литературы XV-XVIII вв.
- 59. Акыны и жырау XV-XVIII в. И их творчество.
- 60. Покажите особенности социального устройства казахского общества в XV- XVIII в.
- 61. Какие особенности материальной культуры казахов XV-XVIII в. Вы можете отметить?
- 62. Какие особенности духовной культуры казахов периода Казахского ханства вы можете отметить?
- 63. Докажите, что в Казахстане в XV-XVIII в. Развивалось земледелие и городская культура.
- 64. Дайте характеристику кочевому скотоводству – главной отрасти хозяйства казахов в XV-XVIII.
- 65. Этапы вхождения Казахстана в состав Росийской империи.
- 66. Дайте характеристику первого этапа вхождения Казахстана в состав России.
- 67. Дайте характеристику второго этапа вхождения в состав России
- 68. Дайте характеристику третьего этапа вхождения в состав России
- 69. Завершающий этап вхождения Казахстана в состав России.
- 70. Абылай хан, как государственный деятель, политик и дипломат.
- 71. Участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне под предводительством е. Пугачева 1773-1775 гг.
- 72. Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы 1784-1797 гг.
- 73. Образование Букеевского ханства в начале XIX в.
- 74. Восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова 1836-1838 гг.
- 75. Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1824 гг.
- 76. Ликвидация ханской власти в Младшем и Среднем жузах.
- 79. Процесс завоевания Российской империи Южного Казахстана в середине XIX в.
- 80. Административные реформы 1867-1868 гг. В Казахстане и их итоги.
- 81. Завершающий этап административно – судебной реформы. Положения об управлении краем 1886 1891 гг.
- 82. Восстание казахов Уральской и Тургайской областей и на Мангыстау против введения «Временного положения»
- 83. Переселение русских крестьян из России в Казахстан в конце XIX начале XX в.
- 85. Исследование Казахстана Российскими учеными в XIX веке.
- 86. Особенности культуры Казахстана в XIX веке. Школа Зар Заман. Акыны мыслители.
- 87. .Великие казахские просветители и мыслители: ч.Валиханов, и.Алтынсарин, а.Кунанбаев и др.
- 88. Социально-экономическое развитие Казахстана а начале XX.
- 89. Влияние первой русской революции на Казахстан.
- 91. Казахская политическая пресса в начале XX века.
- 92. Казахстан в годы Первой мировой войны.
- 94. Особенно положения казахского общества после Февральской революции. Первый Всеказахский съезд.
- 95. Образование партии Алаш и ее программа.
- 96. Октябрьская революция 1917 г. Установление советской власти в Казахстане.
- 97. Образование Туркестаноской автономии. Мустафа Шокай.
- 99. Положение Казахстана в годы гражданской войны.
- 100. Политика «военного коммунизма» - переход к коммунистическому производству и распределению. Особенности ее проведения в Казахстане.
- 101. Образование Казахской асср. Учредительный съезд советов.
- 102. Земельно-водная реформа 1921 года.
- 103. Голод 1921-1922 гг. В Казахстане.
- 104. Нэп в Казахстане, ее особенности.
- 106. Какие казахские земли вошли в состав касср после национально-территориального размежевания казахских земель в 20-30-е годы XX в.
- 107. Репрессии против казахской интеллигенции в 20-30-е годы XX в.
- 109. Насильственный перевод казахских крестьян к сплошной оседлости в годы коллективизации. Итоги и последствия.
- 111. Восстание 1929-1931 гг. Против насильственной коллективизации.
- 112. Голод 1931-1933 г. Экономические и демографические последствия.
- 113. Письмо Рыскулова Сталину: «Письмо пятерых»
- 115. Итоги индустриализации в Казахстане.
- 116. Культура Казахстана в 20-30-е годы XX в. Противоречия и проблемы.
- 117. Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы XX в. Становление системы народного образования.
- 118. Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30- годы XX в.
- 120. Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 г.
- 121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы вов.
- 122. Подвиги казахстанцев на фронтах вов.
- 124. Трудовой подвиг казахстанцев в годы вов.
- 125. Депортация отдельных народов в Казахстан. Положение депортированных народов(1941-1945гг.)
- 126. Казахстан – арсенал фронта.
- 127. Общественно-политическая жизнь Казахстана в послевоенные годы.
- 130. Развитие науки и образования Казахстана (1946-1964)
- 131. Казахстан в период хрущевских реформ (1956-1964 гг).
- 132. Казахстана в период кризиса «развитого социализма»(1965-1985 гг.)
- 133. Экономические реформы в ссср 60-х годов XX в. И их незавершенность.
- 134. Социально-экономическое положение Казахстана в 1965-1985 гг.
- 135. Застойные явления в сельском хозяйстве Казахстана (1970-1985 гг)
- 136. Достижения и противоречия в сфере культуры и науки в годы застоя.
- 137. Казахстан в период реформ Горбачева.
- 138. Декабрьские события 1986 г. В Алматы и их современная оценка.
- 139. Распад ссср и образование снг
- 140. Этапы становления рк, делорация о государственном суверенитете казсср, закон о государственной независимости рк
- 141. Государственные символы рк
- 142. Конституция 1993 года
- 143. Конституция 1995 года. Выборы в двухпалатный парламент
- 145. Современные политические партии в Казахстане.
- 146. Участие Казахстана в меджународных региональных организациях.
- 147. Форумы и Ассамблея народов Казахстана.
- 149. Астана – столица Республики Казахстан
- 150. Представительство Казахстана в обсе: итоги и значение
- 152. Казахстанско – российские отношения на современном этапе
- 153. Казахстан и шос
- 154. Делимитация и демаркация рк государственной границы соседними государствами.
- 155. Статус казахского языка в рк.
- 157. Послание президента 2006.
- 159Становление института Президентской власти в
- 160. Государственные структуры современного Казахстана: парламент.
- 161. Государственная структура современного Казахстана: Правительство
- 162. Судебная власть Республика Казахстан — унитарное государство с президентской формой правления. Президент является главой государства[14] и Верховным Главнокомандующим[15
- 163. Конституционный совет рк
- 164. Изменения и дополнения внесенные в Конституцию рк в мае 2007 г. I. Права и свободы граждан
- 5) Статья 51
- 166. Основные положения лекции президента рк в казну
- 167. Непровительственные организации в Казахстане 1990 – 2011
- 168) Государственная программа «Болашак»: Историческое значение для будущего страны
- 170)Государственная программа «Нурлы Кош» и значение
- 172. Миграционная политика Современного Казахстана
- 4. Развитие животноводства.
- 175. Иницированная Президентом рк индустриально – инновационная программа развития Казахстана. Стратегия индустриально-инновационного развития.
- 178. Казахстан – в мировом сообществе.
- 179. Вхождение Казахстана в оон и другие международные организации.
- 180. Деятельность и роль первого Президента рк в создании и становлении независимого Казахстана.