logo search
istoria_kz_otvety

52. Общественно политический строй казахов в XVI-XVIII в.

В XVI—XVII вв. на территории Казахстана не было единого, централизованного государства. Казахстан был разделен на самостоятельные владения. Попытка хана Касыма объединить все казахские земли не увенчалась успехом. Больше того, после его смерти усилились междоусобицы и феодальная раздробленность. Власть казахских ханов передавалась по наследству. Султаны были наделены административной и судебной властью, родами они управляли через биев. Отдельные султаны, укрепив свое экономическое и политическое положение, стремились быть независимыми от ханов. Очень много для укрепления власти ханов и феодалов над крестьянами сделал хан Тауке (1680—1718 гг.), опиравшийся в своей политике на феодально-родовую знать - биев и старшин. Он составил свод законов («Жеты-жаргы»), известный в русских документах как «Законы Тауке-хана». По этим законам были увеличены налоги с крестьян. Предусматривалась барымта. Смертная казнь за убийство заменялась куном — уплатой скотом. За убийство султана устанавливали кун в семь раз больше, чем за убийство крестьянина. В свои законы Тауке ввел некоторые нормы шариата, например, неравноправие женщин. Так, женщины не могли быть приглашены в качестве свидетелей в суд. Законы Тауке стояли на страже феодальной собственности, защищали интересы господствующего класса. Единого суда в Казахстане не было. Судопроизводство основывалось на адате. Адат — известный кодекс законов, передаваемый из поколения в поколение.

53. Социальная структура казахского общества в XVI-XVIII в. На верхней ступени казахского общества находилась аристократия— ханы и султаны, знать «белой кости». Ханскую должность мог занять только султан. Власть хана распространялась на все роды данного ханства. Султаны управляли несколькими родами. Постоянной армии не было, во время войн создавались народные ополчения. При хане и султанах находились феодально-зависимые люди — тюленгуты, которые обслуживали их хозяйство, участвовали в военных походах. Наиболее многочисленную группу феодалов составляла родовая знать: бии, старшины, батыры. Обычно они стояли во главе рода и подчинялись султанам и ханам. К третьей группе феодалов относилось мусульманское духовенство — ходжи и муллы. Основное население Казахстана составляли крестьяне-шаруа. Беднейшая часть крестьян называлась кедеи и байгуши. Кедеи имели свой скот, но его было недостаточно для того, чтобы прокормить семью. Байгуши совсем не имели скота и вели нищенскую жизнь. Все лучшие пастбища были в руках феодалов, они же владели большим количеством скота. «Все существовавшее тогда движимое имущество, естественно, следовало за земельной собственностью и все больше собиралось в тех руках, что и последнее». Наиболее распространенной формой эксплуатации были отработки в пользу феодала. Феодалы давали беднякам (кон-сам) скот во временное пользование, за что те должны были на них работать. Консы кочевали с феодалами, пасли их лошадей, жены бедняков доили коров и кобылиц, работали в домашнем хозяйстве феодала. В земледельческих районах султаны регулярно собирали налог (ушур) — одну десятую часть урожая. Со скотоводов взимали зякет—одну двадцатую часть скота. Налог со скота платили один раз в год (весной), когда казахи переходили на летние пастбища. Кроме того, согласно родовым обычаям крестьяне должны были делать приношения феодальной знати: зимой скотом ,(согым), весной — вареным мясом (сыбага). Это тоже был своего рода налог. Крестьяне находились в полной зависимости от феодалов. Кочуя на земле феодалов, они не могли самовольно покинуть своего хозяина. За малейшую провинность крестьян подвергали штрафу и отбирали у них скот. О ханах и биях в народе говорили: «Не ходи к хану —он сам придет за стадом, не ходи к бию — он сам придет за недоимкой». Для укрепления господства феодалов и усиления эксплуатации крестьян предусматривалась барымта — насильственный угон скота. Мусульманская религия (ислам) всячески оправдывала угнетение крестьян, а муллы проповедовали безропотную покорность феодалам.

Тяжелая жизнь крестьян толкала их на борьбу против угнетателей. Одной из распространенных форм борьбы была самовольная откочевка (уход) крестьян от «своих» феодалов в другие места, где, казалось им, нет ханской власти.