logo search
КРР

60. Неповторимость культуры Иркутской области.

Учреждения культуры-Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева.-Является старейшим и самый богатым художественным музеем в Сибири. В музее находится коллекция картин русских и западноевропейских художников прошлого столетия, китайских картин и скульптур, собранные Восточно-Сибирским отделом Географического общества. Так возникла Иркутская картинная галерея. Сейчас в коллекции музея хранится более 14 тыс. произведений искусства.

Музей Ледокол «Ангара» -Ледокол в разобранном виде был доставлен в пос. Листвянку, где в период с 18 июля 1899 г. по 25 июля 1900 г. была произведена сборка судна. Технические данные корабля: длина - 60 м, ширина - 10,5 м, высота от киля до палубы в центре - 7,5 м, водоизмещение - 1400 т. «Ангара» могла перевозить 160 человек и 10 вагонов груза. Во время русско-японской войны "Ангара" перевозила до 1000 человек за один рейс. До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги в 1905 г. «Ангара» вместе с паромом-ледоколом «Байкал» ежедневно совершали по 2 рейса через Байкал. В последующие годы ледокол активно использовался для проводки судов и перевозки грузов по озеру Байкал. В 1977 г. было принято решение Иркутского горисполкома о создании на судне музея, но лишь в 1988 г. начались работы по реставрации.

В 1991 г. на ледоколе была открыта экспозиция Иркутского областного краеведческого музея «История судоходства на озере Байкал». В экспозиции представлены макеты байкальских судов, исторические фотографии и документы об истории ледокола «Ангара» и о судоходстве в Приангарье.

Иркутский областной краеведческий музей Основан в 1782 г. В настоящее время в музее более 300 тыс. экспонатов. Экспозиция "История Иркутской области от палеолита до наших дней" знакомит с коллекцией этнографических предметов из кости, дерева, металла, одеждой практически всех народов Сибири. Музей имеет крупнейшее собрание предметов православного культа, шаманства, ламаизма, коллекции украшений, оружия. Среди уникальных памятников материальной культуры собрание нефритовых изделий новокаменного века. Собрание монет является крупнейшим в Сибири. Музей хранит редкие письменные документы XVII в. об освоении Сибири.

Архитектурно-этнографический музей Тальцы -Это уникальное собрание памятников истории, архитектуры и этнографии XVII-XIX вв. расположено в 47 км Байкальского тракта по дороге от Иркутска к озеру Байкал на высоком берегу Ангары. В музейном комплексе под открытым небом воссоздано четыре историко-культурные зоны Прибайкалья: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Среди его памятников: Спасская проезжая башня Илимского острога (1667 г.), усадебная сибирская деревянная застройка XIX в., церковь Казанской Божьей Матери (1679 г.), наскальная живопись 6-3-го тыс. до н.э. с каменных островов на Ангаре.

Традиционная культура. Ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел "Оникс"Сегодня "Оникс", который объединяет 156 человек, стал своеобразным очагом культуры по возрождению, сохранению и развитию традиционных народных художественных ремесел, творческой лабораторией, где создаются и апробируются новые технологии, реконструируются старые работы, внедряются новые приемы мастерства.

Казанская церковь в поселке Тельма

Каменную церковь в поселке начали строить 9 июня 1814 года по инициативе директора фабрики И.И. Соколовского. Необычное для здешних мест, архитектурное решение церкви, свидетельствующее о высоком профессионализме, и ее облик, более соответствующий столичному городу, породили ряд легенд об авторе проекта. Так по преданию, записанному в церковных описях, церковь построили итальянские мастера. В других источниках сообщается, что возведена она по проекту какого-то ссыльного, приписанного к фабрике, и упоминаются имена мастера И.И. Шорина, и художника архитектуры Мухина. Встречается также предположение об участии в проектировании иркутского архитектора Я.И. Крутикова, якобы составившего проект под влиянием творчества выдающегося русского архитектора М.Ф. Казакова. Ни одно из этих предположений на сегодняшний день не подтверждено.Для украшения церкви из Москвы выписали золотые вещи, образа и резную отделку иконостаса. В верхнем ярусе колокольни ссыльный мастер Климов установил музыкальные часы, которые могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были установлены две алебастровые фигуры ангелов с трубами, еще два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. Каждый час механизм приводил фигуры в движение, поднимались трубы, и исполнялась определенная мелодия. Всего четыре года и 31918 рублей 3 1/2 копеек потребовалось на сооружение великолепного и монументального каменного храма.20 августа 1816 года церковь осветили во имя Казанской иконы Божией Матери.Первоначально церковь была летней, в зимнее время службы в ней не проводились, но в 1843 году в подвале ее поставили две кирпичные печи и провели калориферное отопление (в советское время заменено водяным). В 1884 – 1885 гг. на средства жены владельца фабрики Е.Г. Белоголовой церковь обнесли оградой с двумя воротами, каменными тумбами и ажурными железными решетками. Возможно тогда же переделали иконостас.В годы советской власти с 1936 года богослужения приостановились, и возобновились 26 мая 1945 года. С тех пор службы в храме отправляются регулярно.Тельминская Казанская церковь является выдающимся произведением зрелого классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Она представляет собой уникальный для Восточной Сибири пример церкви-ротонды, а также отличается выразительным, тонко проработанным самобытным декоративным оформлением фасадов и нестандартным интерьером светского характера. Это одна из немногих церквей, сохранившаяся почти в первозданном виде.Главный объем храма в виде двухъярусной ротонды завершается полусферой, увенчанной круглым барабаном с изящной маленькой главкой, и дополняется четырьмя небольшими башенками. Над храмом, четырьмя башенками и апсидой – миниатюрные шаровидные главки на постаментах с восьмиконечными позолоченными крестами. С западной стороны к ядру вплотную примыкает устремленная вверх четырехъярусная колокольня, которая повторяет общий строй сооружения, но имеет в плане необычную эллипсоидную форму.

Фасадное убранство характерно для зрелого классицизма, когда лаконичный, но тонко и скрупулезно прорисованный декор производит огромное впечатление. Гладкие стены украшены терракотовым орнаментом в виде гирлянд, кронштейнов, круглых медальонов с мальтийскими крестами. Особую утонченность фасадам придают ордерные формы – изящные парные ионические колонны в обрамлении галереи и пилястры с капителями, декорированными римскими листьями аканта.Оформление интерьера удивительно точно соответствует наружным формам и декоративному убранству фасадов. Здесь нет пестрых красок и дробных форм. Высокий двухсветный храм перекрыт сомкнутым сводом. Простенки украшены лишь широкими лопатками с накладным ниспадающим ленточным орнаментом, идентичным терракотовому орнаменту фасадов. С западной стороны выступает балкон хор, ограждение которых покрывает уникальная роспись, одновременная самому храму, с сюжетами светской живописи.

ИРКУТСКИЙ ТЕАТР им. Н. П. Охлопкова (Иркутский областной драматический театр им. Н. П. Охлопкова). Постоянная труппа с 1931.

Иркутск. Драматический театр им. Н. П. Охлопкова. Построен в 1894-1897 гг. Архитектор В. А. Шретер. Фото А. Н. Якименко.

Ведет свою историю от театра, открытого в 1851. Среди основателей театра А. Рассказов, ученик М. С. Щепкина, директор театра А. Похвистев, чиновник по особым поручениям, гвардейский офицер и драматург. В 1857 в иркутском театре впервые в России поставили находившуюся под запретом комедию А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся».

Исторические памятники в Иркутске: древнейшая в Восточной Сибири Спасская церковь (1710), церкви Крестовоздвиженская, Троицкая, Благовещенская, Богоявленский собор (18-19 вв.), дворец губернаторов (1804), дома-музеи декабристов Волконского и Трубецкого.

Герб Иркутской губернии Российской империи был утвержден 5 июля 1878 года. «В серебряном щите черный бегущий бобр с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными андреевскою лентою». В описании герба допущена ошибка: малоизвестное слово «бабр» (сибирское название уссурийского тигра) было ошибочно заменено на «бобр