Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
В III — начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные пока народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевидно, переживали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в середине II тыс. до н. э., и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этнической основе.
С середины II тыс. до н. э. на территорию Северной Индии началось вторжение индоарийских племен; с ними в Индию приходит другая культура, названная ведийской. Ведийское общество времени освоения Индии стояло накануне формирования в нем протогосударств. Население объединялось по большим патриархальным семьям.
Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной функцией раджи была защита подданных, в т. ч. военная. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей. Усиление власти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати. При царе большое значение обретает царский жрец пурохита, который был первым советником и одновременно главным астрологом и предсказателем. Власть царей к расцвету ведийской культуры становится уже не избираемой, а наследственной. В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то республиками.
Государственная история Древней Индии с XIV по VI в. до н. э. скрыта за так называемой «ведийской ночью», когда о жизни индоариев нет никаких сведений, кроме культовых гимнов. В середине VI в. известно до 16 протогосударств, центром которых постепенно становится г. Магадха. К IV в. до н. э. эти образования объединяются в подобие державы с организацией, типичной для раннего государства. С VI в. до н. э. в культуре индоариев распространяется буддизм, который много способствовал политической централизации и распространению новых представлений об отношении к власти и правителям. С конца IV в. до н. э. в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев, которые распространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых государство превращается в централизованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Индии. В конце I в. до н. э. прежняя держава Маурьев распалась — и надолго — на десятки небольших княжеств.
В эпоху Маурьев индийская государственность, сохранив общие ведические традиции, значительно продвинулась по пути усиления монархии; древние институты родоплеменного самоуправления или исчезли, или переродились в новые, государственные учреждения.
Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.
Формированию варны жреческой верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии.
Название третьей варны "вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев среди своих соплеменников способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой, трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда, та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.
По мере консолидации высших варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог). Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.
В Законах Ману указаны семь разрядов рабов: захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина.
Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.
С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.
Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники, представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Центральный административно-военный аппарат в Индии был относительно слаб по сравнению с другими государствами Древнего Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Все это дает основания утверждать, что в монархических государствах Индии в периоды значительного их усиления, как, например, в империи Маурьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были толковаться только мудрецами-брахманами.
Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного царя" (девараджи) предписывала ему выполнение особой дхармы (обязанностей). Одна из главных обязанностей — охрана подданных (Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его платить налог — бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом, рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существовали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти: торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налоговых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют содержащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к царям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).
Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью опытных брахманов (VIII, 1, 10). Он считался опекуном всех малолетних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борьбу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией царей была организация публичных работ, освоение и заселение царских земель (Артхашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных сооружений.
Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть "глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к порокам" (VII, 46).
Особой сложностью в империи Маурьев отличалось административное деление и связанная с ним система местного управления.
Лишь часть территории империи находилась под непосредственным управлением царя и его двора. Самой крупной административной единицей была провинция. Среди них выделялись пять наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и пограничные провинции, управляемые другими членами царской семьи. В функции правителя провинции входила защита ее территорий, охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.
Менее крупной административной единицей был округ, возглавляемый окружным начальником, "думающим о всех делах", в его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он получал доход "с города".
В Древней Индии существовали две системы судов — царские и внутриобщинные. Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или замещающая его судебная коллегия), состоящая из назначенного царем брахмана, "окруженного тремя судьями". Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.
Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь — мужественный воин, добывающий силой "то, что он не имеет". Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.
Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий".
Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди "двух, трех, пяти, а также сотен деревень".
- Вопрос 1. Основные этапы в истории Древнего Египта.
- Вопрос 2. Образование государственности в Месопотамии. Усиление Вавилона. Государственный строй Вавилона. Нововавилонское царство.
- Вопрос 3. Законы царя Хаммурапи.
- Вопрос 4. Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты.
- Вопрос 5. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
- Вопрос 6. Афинская демократическая республика в 5 в. До н.Э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
- Вопрос 7. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
- Вопрос 8. Государственный строй Римской республики.
- Вопрос 9. Переход к империи в Древнем Риме. Установление принципата и его развитие. Эдик Каракаллы.
- Вопрос 10. Римский доминат. Реформы императором Диоклетиана и Константина. Падение Западной Римской империи.
- Вопрос 11. Основные этапы развития римского права. Законы XII таблиц как памятник цивильного права. Манципация. Нексум.
- Вопрос 12. Кодификация императора Юстиниана, её источники и составные части.
- Вопрос 13. Франкское государство. Центральное и местное управление. Военная реформа Карла Мартелла. Империя Карла Великого. Верденский договор 843 г.
- Вопрос 14. Салическая правда.
- Вопрос 15. Образование и развитие феодального государства в Германии.
- Вопрос 16. Абсолютизм в Германии.
- Вопрос 17. Источники феодального права Западной Европы.
- Вопрос 18. Уголовное право и процесс. Каролина.
- Вопрос 19. Формы феодального землевладения во Франции. Феодальные права. Цензива.
- Вопрос 20. Начало образования единого государства во Франции.
- Вопрос 21. Формирование сословно-представительной монархии во Франции.
- Вопрос 22. Французский абсолютизм.
- Вопрос 23. Возникновение государственности в Англии. Англосаксонские королевства. Нормандское завоевание Англии 1066 г. Реформы Генриха I и Генриха II.
- Вопрос 24. Великая хартия вольностей. 1215 г.
- Вопрос 25. Формирование сословно-представительной монархии в Англии. Возникновение парламента и развитие его полномочий. Статуты и билли.
- Вопрос 26. Особенности английского абсолютизма. Тюдоры и Стюарты.
- Вопрос 27. Развитие английской судебной системы и права в Средние века. Общие суды и общее право. Суд справедливости и право справедливости.
- Вопрос 1. Революция XVII в Англии. Протекторат. «Орудие управления».
- Вопрос 2. Реставрация монархии в Англии в 1660 году. Тори и виги. «Хабеас корпус акт»
- Вопрос 3. «Славная революция» в Англии 1688 года. Билль о правах 1689 года. «Акт об устроении» 1701 года
- Вопрос 4. Развитие конституционной монархии в Англии XVIII – XIX веков. Кабинет министров. Ответственное правительство
- Вопрос 5. Избирательные реформы в Англии 1832, 1867, 1884 – 1885 годов. Введение тайного голосования. Тред-юнионы.
- Вопрос 6. Реформы парламента в Англии 1911 и 1949 годов. Избирательные реформы 1918, 1928, 1948 и 1969 годов.
- Вопрос 7. Образование сша. Декларация независимости. Статьи конфедерации.
- Вопрос 8. Конституция сша 1787 г. Билль о правах 1791 г.
- Вопрос 9. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. 13, 14, 15 поправки к Конституции.
- Вопрос 10. «Новый курс» Рузвельта. Законы 1933 — 1935 гг.
- Вопрос 11. Государственный строй сша в XX веке. Конституционный прецедент и поправки к Конституции.
- Вопрос 12. Великая французская революция. Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789 года.
- Вопрос 13. Первая Конституция Франции 1791 года.
- Вопрос 14. Первая Республика во Франции. Конвент. Якобинская диктатура (Революционный порядок управления). Ликвидация феодальных прав.
- Вопрос 15. Термидорианский переворот 27 июля 1794 года. Директория. Консульство. Империя. Конституция 1795 и 1799 годов. Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов.
- Вопрос 16. Вторая республика во Франции. Конституция 1848 г. Вторая империя.
- Вопрос 17. Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года.
- Вопрос 18. Установление Четвертой республики во Франции. Конституция 1946 года. Переход к Пятой Республике.
- Вопрос 19. Создание единой Германии. Северогерманский союз. Провозглашение империи. Конституция 1871 года.
- Вопрос 20. Ноябрьская революция в Германии 1918 года. Веймарская конституция 1919 года. Судьба Веймарской республики
- Вопрос 21. Англо-американская и континентальная системы права
- Вопрос 22. Гражданский кодекс Франции 1804 года (Кодекс Наполеона). История создания кодекса, его структура (институционная система), источники и значение
- Вопрос 23. Право собственности по Кодексу Наполеона. Статьи 544, 545, 546, 552. Режим земельной собственности по закону 1810 года. Основные черты обязательственного права
- Вопрос 24. Уголовный кодекс Франции 1810 г.
- Вопрос 25. Германское гражданское уложение 1900 года, его разработка и принятие. Структура ггу («пандектная система»). Юридические лица
- Вопрос 26. Вещное и обязательственное право по ггу
- Вопрос 27. Основные тенденции развития гражданского права в XX веке (юридические лица, право собственности, обязательственное право).