logo search
Л

2. Оренбургская экспедиция. Новозакамская и Самарская укрепленные линии.

В ХVIII в. граница русского государства в Среднем Поволжье до­вольно быстро перемещалась на юго-восток. Ранее построенные здесь крепости-города в XVII-XVIII вв. были дополнены полевыми укреплен­ными линиями: Симбирской, Коросунской, Закамской, Сызранской, Новозакамской и Самарской.

В систему этих укрепленных линий входили земляные и деревян­ные крепости, фельдшанци, редуты, непрерывные рвы, лесные за­секи. Вдоль них располагались гарнизоны регулярных и ландмилицейских войск, оснащенных артиллерией, стрелковым оружием, запасами боеприпасов и продовольствия. Под защитой укрепленных линий быстро росли села и деревни, развивалось земледелие.

Важным ключевым мероприятием в освоении Заволжья стала дея­тельность Оренбургской экспедиции (комиссии). Ее деятельность продолжалась десять лет (май 1734-март 1744). Семь лет из десяти она находилась в Самаре (сентябрь 1736-август 1743 гг.). На нее возлагались задачи закрепления под властью российского монарха обширных территорий Заволжья и Южного Урала, земледельческого и промышленного освоения этих земель, развития торговых и полити­ческих связей с народами Казахстана и Средней Азии. Сложности задач по освоению гигантских территорий Юго-Востока требовали и достаточных воинских сил, и опытных инженеров, геодезистов, переводчиков, коммерсантов, решительных, гибких, разносторонне развитых руководителей. По своим рангам и положению командиры Оренбургской экспедиции входили в число высших администраторов государства наравне с губернаторами.

Экспедицию последовательно возглавляли видные государствен­ные деятели, сподвижники царя-реформатора Петра I: И.К.Кирилов (1734-1737), В.Н.Татищев (1737-1739), В.Н.Урусов (1740-1741), И.И.Неплюев (1742-1744). При Неклюеве подразделения экспедиции переводятся из Самары в построенный на современном месте Оренбург, который стал в 1744 г. центром обширной губернии.

Экспедиция снарядила в Ташкент первый торговый караван, вела геодезические и картографические работы, занималась открытием мест рудных ископаемых, географическим и этнографическим описа­нием края, строительством городов и крепостей...

В 1737-1738 гг. в Самаре открылись первые школы. Они вы­пускали писарей и переводчиков. Открыты были школы для калмы­ков и татар, переводились книги с восточных языков, начато составление "Российско-татаро-калмыцкого словаря." Начался сбор памятников письменной и материальной культуры нерусских народов.

Большое дело начатое И.К.Кириловым продолжил известный государственный деятель: географ, экономист и историк В.Н. Татищев. Он уделял большое внимание строительству в окрестностях Самары, изучению и описанию недр края, оказывал помощь местным народам – мордве, чувашам, башкирам, калмыкам. Регулярно осве­щала деятельность Оренбургской экспедиции первая русская газета "Ведомости".

По распоряжению В.Н.Татищева геодезистом А.Норовым был раз­бит первый в Самаре проспект, что явилось примечательным собы­тием. В бытность В.Н.Татищева в Самаре (1737-1739) были по­строены гостинный двор и госпиталь с участком для выращивания лекарственных растений, для которого отведен "старый государев арбузный огород". В Самаре им была создана первая татаро-калмыцкая школа, которую возглавил "студент калмыцкого языка" Иван Ерофеев. В.Н.Татищев составил карту самарской излучины Волги. Здесь он продолжал работу и над своими трудами "Общее геогра­фическое описание Сибири" "...История Российская".

В соответствии с указом Сената от 14 февраля 1737 г. под руководством тайного советника Ф.В.Наумова начались крупно­масштабные работы по строительству "по реке Соку и по другим до реки Ик" новой Закамской укрепленной линии "вместо черемшанских форпостов". Она предназначалась "для лучшего охране­ния" уже освоенных районов, но под защиту новой линии перехо­дили и новые обширные территории. Новозакамская линия, начинаясь от устья р.Большого Кинеля, тянулась на Север до с.Красный Яр, затем поворачивала на северо-восток и проходила по левой стороне р.Сока до Сергиевска, далее – через р.Черемшан до р.Кичуя. Протяженность ее примерно 230-240 км., из них 180 про­легали по территории нынешней Самарской области. На строитель­ство линии было мобилизовано 15 тыс. крестьян.

На территории края в систему линии входили крепости Алек­сеевская (1703), Красноярская (1733) и Сергиевская (1703). В селах Красный Яр и Сергиевск сохранились остатки крепостей в виде валов и рвов. Алексеевская крепость имела форму треуголь­ника. По верху ее вала стоял палисад, а в углах треугольника были сооружены земляные бастионы.

На Новозакамской линии в пределах нашей области были два фельдшанца (временная полевая земляная крепость) – Чернореченский и Кондурчинский (с.Крепость Кондурча). Последний хорошо сохранился. Остатки фельдшанца сохранились и в с.Черновке.

По укрепленной линии были также сооружены Кинельский, Крас­ный, Хорошенький, два Орлянских, Сургутский, Липовский, Сурушский редуты (полевое земляное укрепление с наружным рвом и валом). Все фронтальные участки вала через равные интервалы чередовались редантами (треугольный выступ по укрепленной линии). Сохранив­шиеся сооружения Новозакамской укрепленной линии представляют большой военно-исторический интерес и свидетельствуют о высоком уровне развития в России полевой фортификации.

В 1736 г. началось сооружение Самарской укрепленной линии. В отличие от первой здесь в качестве непрерывного препятствия была использована р.Самара, и вдоль нее с интервалами 20-30 км. сооружались земляные крепости Красносамарская, Борская, Ольшан­ская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская и Новосергиевская. Каждая крепость была окружена рвом, земляным валом, деревянными сте­нами с башнями по углам. Гарнизон каждой крепости составлял от 100 до 200 служилых казаков. Крепости снабжались артилле­рией. Дорога, проложенная вдоль крепостей к г.Самаре и далее в центр России, получила название Московской дороги.