1. Расстановка сил
16 августа Председатель Верховного Совета А.И. Лукьянов сделал заявление, в котором призвал дополнительно обсудить некоторые аспекты, не нашедшие должного отражения в договоре, на сессии Верховного Совета и на съезде народных депутатов. Имелись ввиду вопросы сохранения единого экономического пространства, единой банковской системы, закрепления за Союзом собственности для нормального функционирования государства.
Итак, несмотря на все разногласия, 20 августа - дата подписания нового договора. Но…
Утром 19 августа все средства массовой информации передали заявление «советского руководства», в котором сообщалось о невозможности «по состоянию здоровья исполнения М.С. Горбачёвым обязанностей Президента СССР», о переходе его полномочий к вице-президенту Г. Янаеву и о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Постановлении ГКЧП №1 говорилось, что орган создан «в целях защиты жизненно важных интересов народов и граждан Союза ССР, независимости и территориальной целостности страны, стабилизации обстановки и преодоления тяжелейшего кризиса» [ 6 ]. Для этого в стране вводилось чрезвычайное положение.
В ГКЧП вошли восемь высших чинов союзного правительства, в том числе и силовые министры. Итак, «кто есть ху» (по выражению М. Горбачёва) [7].
1. Геннадий Янаев, вице-президент СССР.
В конце 1990г. Президент СССР с третьей попытки проводит Г. Янаева на этот пост, очевидно реализуя обещание «обновить руководство за счёт наиболее авторитетных представителей общества». На момент описываемых событий человек 53 лет; заочно окончил юридический институт, кандидат исторических наук. На IV съезде народных депутатов СССР руководит фракцией коммунистов. «Я горжусь членством в ЦК КПСС», - заявляет он на пресс-конференции 19 августа. По существу, возглавил Комитет по ЧП
2. Борис Пуго, министр внутренних дел.
Принял эту должность после отставки Вадима Бакатина. Один из первых шагов Пуго - министра - совместное патрулирование милиции и войск. Впервые требование о введении ЧП в стране высказал на сессии Верховного Совета СССР в июне 1991г., накануне выборов Президента России (интересно, что требования о введении ЧП на том же заседании высказывали и министр обороны Язов и Председатель КГБ Крючков).
3. Олег Бакланов, первый зампред Совета обороны СССР. Зарекомендовал себя противником конверсии, называя её ломкой костей оборонной промышленности. Во время предпоследнего обсуждения Союзного договора в Ново-Огарёве выступил со своим собственным проектом. Считает «основным национальным интересом СССР и всех входящих в него народов и наций сохранение СССР как единой, великой державы с суверенным развитием». Ещё в мае говорил о возможности перехода власти к армии в условиях «постперестройки». Однако, армия будет заинтересована как можно скорее передать это управление гражданским лицам, содействовать восстановлению гражданских структур.
4. Василий Стародубцев, председатель Крестьянского союза СССР. С начала перестройки ведёт активную публицистическую работу. «Хватит командовать, давайте работать,» - призывает он, осуждая агропром за бюрократизм. После появления первых фермерских хозяйств меняет тональность своих призывов - он не одобряет фермерство. В апреле 1990г. Стародубцев - председатель Союза аграрников РФ. В июне уже создаётся новая организация - Крестьянский союз СССР.
5. Валентин Павлов, премьер-министр СССР. Сразу же после официального утверждения на этот пост категорически заверил население, что никакой денежной реформы в ближайшем обозримом будущем не предвидится, также не будет и обмена денег. Однако, спустя несколько дней в стране начался обмен денежных купюр 50- и 100-рублёвого достоинства, вскоре после которого Павлов заявляет: «Уже давно планируется массовый вброс денежной массы в страну. Такие акции проводились во многих регионах мира, когда хотели изменить политический строй… Просто кому-то стал мешать Президент».Свои отношения с Президентом характеризует как «хорошие» и «деловые». 17 июня требует у ВС СССР чрезвычайных полномочий для Кабинета министров; предлагает немедленно ввести ЧП на транспорте, металлургии и отраслях ТПК. Замечено, что Павлов всегда чутко реагирует на изменение политической обстановки. Так, 20 июля 1991г. он получил гипертонический криз и весь день провёл в постели.
6. Владимир Крючков, председатель КГБ СССР. На IV съезде народных депутатов СССР останавливается на вопросах «о деструктивных политических силах в стране и борьбе с экономическим саботажем». На вопрос о вероятности заговора с целью свержения законно избранной власти в стране ответил так: «У нас не было информации… о том, что кто-то замышляет такой заговор… Закон наш предусматривает ответственность за насильственные действия, направленные на свержение существующего строя…» На сессии ВС СССР 18 июня 1991г. «при закрытых дверях» присоединяется к требованиям премьера Павлова о предоставлении чрезвычайных полномочий КМ СССР.
7. Дмитрий Язов, министр обороны СССР. Отношение к демократам: «Я лично не пойму, кто демократы, а кто консерваторы. Того, кто стоит на социалистических позициях единого союзного государства, называют консерваторами. Кто готов развалить страну…, тот демократ». 12 ноября 1990г. Д. Язов встречается с Гобачёвым и заявляет: «Пора прекратить возрождение национализма и экстремизма!» В интервью 1 января 1991г. на вопрос, собирается ли армия вмешиваться в политику, отвечает утвердительно. В июне 1991г. - один из трёх, потребовавших введения в стране ЧП, но получает отпор со стороны Президента Союза.
8. Александр Тизяков, президент Ассоциации государственных предприятий и объединений промышленности, строительства, транспорта и связи СССР. Кандидат экономических наук. 6-7 декабря 1990г. Ассоциация проводит всесоюзное совещание директоров госпредприятий, на котором А. Тизяков выступает с докладом, ставшим настоящим ультиматумом ВПК Президенту Союза. Основные требования - запрет на забастовки, сохранение прежних министерских структур, прекращение перестройки базовых отраслей промышленности. Горбачёв на это ответил: «Вы хотите меня напугать. Не выйдет». По мнению экспертов, факт неприятия ультиматума А. Тизякова Президентом СССР и послужил причиной ухода Тизякова в ряды путчистов. В правительстве путчистов претендует на пост премьер-министра [ 8 ].
Итак, именно в таком составе ГКЧП подписывал свои постановления. Ярым оппонентом путчистам выступило российское руководство; в ответ на серию указов ГКЧП последовал ряд указов Президента России. Создалась беспрецедентная ситуация: две высшие власти в стране сошлись в бескомпромиссной схватке, в равной мере и с равным основанием апеллируя к Конституции, закону и праву.
Из обращения Б.Н. Ельцина к гражданам России: « В ночь с 18 на 19 августа 1991г. отстранён от власти законно избранный Президент страны. Какими бы причинами не оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом…»
19 августа, 12 час. 10 мин.
Президент РСФСР Б.Н. Ельцин,
Председатель СМ РСФСР И.С. Силаев
И.о. Председателя ВС РСФСР Р.И. Хасбулатов
Разразилась настоящая «дуэль указов». Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, включая КГБ СССР, МВД СССР, МО СССР, действующие на территории РСФСР, тем самым нарушая Конституцию СССР. Он также обратился «к военнослужащим с призывом проявить высокую гражданственность и не принимать участия в реакционном перевороте» [ 9 ].
Г. Янаев же, в свою очередь, объявляет решения Ельцина антиконституционными, предписывая всем органам власти и управления РСФСР исполнять постановления ГКЧП. Любое должностное лицо на периферии находилось в «подвешенном состоянии», т.к. законность или неправомерность его действий определяет победитель. Так сработал дуализм власти, возникший в стране в ходе реформирования политической системы [10]. Парадокс ситуации в том, что обе стороны апеллировали к Конституции СССР, обвиняли друг друга в её нарушении и сами нарушали её, где было выгодно. Сегодня, очевидно, что единственно правильным был подход, квалифицировавший случившееся как антиконституционный государственный переворот.
Главным и неопровержимым аргументом в пользу такой оценки произошедшего явилось то, что Президент СССР неконституционно, насильственным путём был лишён государственной власти, а сама высшая власть в стране узурпирована самозванным комитетом - ГКЧП. Ведь законная власть Президента СССР - при отсутствии решения Съезда народных депутатов страны - могла перейти от М. Горбачёва к другим лицам только в трёх случаях: во-первых, в случае его смерти, во-вторых, в случае тяжёлой болезни, делающей действительно невозможным исполнение им своих президентских обязанностей, и в-третьих, при его добровольном сложении с себя президентских полномочий. Ни одна из этих трёх возможностей не имела место.
Президент был жив, медицинских заключений о его сильном нездоровье не существовало, его заявление о добровольном сложении полномочий представлено не было.
Уже при учёте только этих обстоятельств любому грамотному человеку, даже не юристу, не говоря уже о Комитете конституционного надзора ясно, что налицо антиконституционный государственный переворот. Такова точка зрения М. Горбачё- ва [ 11 ], А. Бутенко[ 12 ], Б. Кагарлицкого [ 13 ]. Как уже говорилось, многие шаги Ельцина (например, перевод союзных учреждений под своё подчинение) были ещё менее конституционны, чем переворот ГКЧП. И почти все указы Ельцина после победы (см. с.22 ) - это грубейшие нарушения законов и Конституции, причём не только СССР, но и РСФСР. Взять, к примеру, Указ о системе органов исполнительной власти в РСФСР, которым Президент присваивает себе право назначить глав администрации областей и округов. Вспомним и роспуск избранного союзного парламента, и игнорирование результатов референдума о сохранении Союза…[13].
В сложившейся ситуации обе стороны старались привлечь к себе как можно больше сторонников: ставка делалась на силовые структуры. 18 августа в восемь часов утра маршал Язов провёл совещание с высшим военным руководством. Были указаны конкретные части, которые должны войти в Москву утром 19-го. Довольно значительная группа генералов за сутки знала о готовящемся перевороте, хотя и не была посвящена в его детали, в частности, об аресте Горбачёва [14].
В тревожной обстановке 19 августа 1991г. 17.30 Б. Ельцин подписывает указ о создании группы оперативного управления. Т.е. по сути был создан дублирующий состав российского правительства, которое возглавил вице-премьер О. Лобов . «Дубль-правительство» расположилось на резервном пункте управления - в 70-ти км от Свердловска. Именно отсюда на всю страну передавались по телефону и телетайпу Указы Президента, и сюда стекалась ответная информация о позиции местных органов власти - была налажена оперативная связь [15].
- Введение
- I. Обстановка в России к лету 1991г.
- 1. Противостояние политических сил.
- 2. В преддверии нового Союзного договора
- II. «Горячий» август
- 1. Расстановка сил
- 2. Роль средств массовой информации
- 3. Реакция населения
- 4. События в Форосе
- 5. Армия в «подвешенном» состоянии
- III. Оценка событий
- 1. Официальные версии (М. Горбачёв, А. Лукьянов)
- 2. Точка зрения генерала Варенникова
- 3. Версия профессора Бутенко
- 4. Подготовка путча: версии, подкреплённые фактами
- 5. Причины неудач путчистов
- 6. Роль М. Горбачёва в августовских событиях
- 7. Роль западных спецслужб
- 1. Устранение неугодных
- Вопрос 52 Августовская революция 1991 года и изменение политического строя России.
- Государственный строй Августовской республики (1991-1993). Борьба законодательной и исполнительной власти в 1991-1993 гг.
- 11.2. Августовская республика (1991-1993 гг.)
- Августовские события 1991 г. В ссср.
- Гкчп. Августовский путч 1991 года
- Августовские события 1991 г. В ссср.
- 60.Августовский путч 1991.Распад ссср
- Вопрос 72. Августовский путч 1991 года и его результаты на территории Беларуси.
- (56) Августовские события 1991 года. Беловежский сговор и распад ссср
- 1991 – Августовский путч