13. Августин Блаженный
Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Аврелий Августин (Блаженный) (354 — 430) — христианский теолог, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным религиозно-философским трактатом, на который опирались средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики.
вклад Блаженного Августина в философию
Виднейшей фигурой периода патристики, признанным Отцом Церкви был Аврелий Августин (Августин Блаженный). Его сочинения оказали огромное влияние на все последующее развитие христианской философии. Августин – одна из наиболее значительных личностей в истории. Его дух наложил неизгладимую печать на все дальнейшее развитие культуры и Церкви, как Запада, так и Востока. Путь, который привел его к Христу, был сложен, но плодотворен: обладая огромными дарованиями писателя и психолога, Августин сумел проанализировать свои поиски, отразив их в бессмертных творениях, вошедших в число шедевров мировой литературы.
Августин Блаженный жил и творил в то время, когда Римская империя переживала тяжкие испытания. Набеги германских племен (остготов, вестготов, лангобардов) и гуннов привели к разрушению Рима (410 г.), после чего Западная Римская империя практически прекратила свое существование. Начался длительный процесс образования романо-германской цивилизации, сопровождавшийся культурным упадком (VI–VIII вв.).
Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противоположных царств — Земного (грешного) и Божественного;
• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;
• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;
• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;
• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;
• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;
• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.
2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
• Бог существует;
• главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;
• все — материя, душа, пространство и время — является творениями Бога;
• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем;
• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.
3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской империи) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не элементом государства);
• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;
• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;
• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
- 1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
- 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Наивный материализм и стихийная диалектика
- 7.Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8.Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9.Сократ и афинская школа.
- 10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
- 12. Основные интеллектуальные достижения средневековой философии
- 12.Господство религии и идеализма
- 13. Августин Блаженный
- 14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17. Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18. Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19.Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- 20. Сенсуализм.
- 21. Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма
- 23. Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24. Французский материализм
- 25. Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 27. Гегель.
- 28.Л.Фейербах.КритикаГегеля.Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29. Основные направления и проблематика современной философии.
- 30. Теория и практика марксизма
- 32. Экзистенциализм.
- 33. Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.