logo
shpora_po_filosofii_uluch

12.Господство религии и идеализма

Не природа и космос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало - бог. От него целиком зависят и природа, и человек, и общество. Бог существует над этим миром. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм). История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека. Философское мышление средневековья полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. В целом философия средневековья обосновывала возможность личного спасения, воскресения из мертвых, конечного торжества истин христианства в космическом масштабе, была по духу оптимистична.

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Схоластика - прежде всего метод познания Бога и созданного им мира. Она исходила из убеждения, что веру и знание, откровение и разум можно примирить между собой, а, опираясь на них, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях должен был, с одной стороны, не отступать от буквы Библии, с другой - не допускать ни единой ошибки в длинной цепи строгих логических доказательств. В схоластике центральное место заняла разработка разного рода общих понятий, классификаций (универсалий).

Номинализм: предполагается, что понятия – просто понятия, а для того, чтобы познать мир, нужно познавать его с помощью органов чувств. В Средневековье зародилась как вызов рационализму. Был осужден церковью, по продолжил существовать как философия отделяющейся от схоластики опытной науки. (подразумевает материализм) Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Реализм: приписывает действительность общим идеям; Таким образом, этот реализм есть то, что с другой точки зрения называется идеализмом

Всякое знание формулируется в общих терминах, относящихся ко многим вещам. Если же в реальности нет ничего кроме единичных вещей, то все суждения оказываются ложными, вводящими в заблуждение, поскольку в них утверждается наличие в вещах общих свойств или отношений. Поэтому необходимо предположить, что общее (универсалии) существует наряду с единичным, более того, предшествует существованию единичных вещей, определяя наличие в них тождественных свойств.

Парадокс Всемогущества Бога: Бог всемогущ – следовательно может создать то, что не сможет поднять – раз поднять не сможет, значит не Бог=)))