5. Наивный материализм и стихийная диалектика
На первом этапе индивидуального познания предмет дается как чувственно-конкретное, единое нерасчлененное целое: знание о предмете является результатом непосредственного живого созерцания. На первом этапе истории философии - в рабовладельческом обществе - знания также являются результатом непосредственного живого созерцания, предмет также дается в чувственно-конкретной форме, как нерасчлененное целое, что обусловлено объективным уровнем общественной жизни той эпохи. Общая картина мира без разделения, без дифференциации, без знания частностей, без знания законов развития этого мира — вот чем характеризуется прежде всего первая историческая форма философии. Сама эта общая картина мира не свободна пока от мифологии. Наивность этой формы состоит, в частности, в том, что материалисты видят начало всего сущего в чем-то чувственно-материальном, конкретном: Фалес - в воде, Анаксимандр - в апейроне, Анаксимен - в воздухе, Гераклит - в огне, Левкипп, Демокрит, Эпикур - в атомах и т.д. Античный материализм достигает высшего расцвета в философии Демокрита, который создает античную атомистику, имевшую большое значение для последующего развития философии и естествознания. Однако у материалистов этого периода нет понятия материи как категории.
Диалектика здесь также наивна и стихийна. Она представляет из себя отдельные высказывания о движении, развитии. Особенно высокого развития диалектика достигает у Гераклита, который верно отмечает, что «все течет» и указывает на противоречия в самой сущности вещей как на источник их развития, и у Зенона Элейского, который впервые ставит вопрос о том, как выразить движение в понятиях, т. е. ставит проблему диалектики как логики. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таким образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется.
6.Милетская школа - философская школа, основанная Фалесом в Милете. Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. За многообразием явлений представители милетской школы видели «первоначало» (земля, воздух, огонь, вода). Милетская школа стремилась материалистически объяснять мир, его отдельные явления, его общий принцип или основу.
Фалес задавался вопросом о первооснове вещей, мира. По его мнению, в основе всего лежит вода, всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном; она пребывает на воде, как диск или доска, плавающая на поверхности водоёма. Фалес считал, что из предметов можно извлечь первовещество. (Пример – выжать воду из камня)
АНАКСИМАНДР
Первовещество – апейрон – неопределённая материя, из которой возник и состоит весь наш мир. Это первоначало не имеет границ и потому есть «беспредельное».
АНАКСИМЕН (последователь Анаксимандра)
Принимал в качестве первовещества воздух. Анаксимен ввёл новую идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.
- 1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
- 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Наивный материализм и стихийная диалектика
- 7.Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8.Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9.Сократ и афинская школа.
- 10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
- 12. Основные интеллектуальные достижения средневековой философии
- 12.Господство религии и идеализма
- 13. Августин Блаженный
- 14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17. Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18. Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19.Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- 20. Сенсуализм.
- 21. Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма
- 23. Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24. Французский материализм
- 25. Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 27. Гегель.
- 28.Л.Фейербах.КритикаГегеля.Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29. Основные направления и проблематика современной философии.
- 30. Теория и практика марксизма
- 32. Экзистенциализм.
- 33. Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.