3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
Исторически сложилось два предельно общих философских метода: диалектический и метафизический.
Сам термин «диалектика» появился позже, чем термин «философия». Сократ (469–399 до н. э.) понимал диалектику как искусство вести беседу, обнаружение истины путем столкновения противоположных мнений. Искусство спора начинает пониматься как способ познания природы, человека и его мышления, как умение постигать изучаемые явления в их противоположных определениях.
Наряду с формированием диалектики зарождается метафизика. Термин «метафизика» обозначал группу трактатов Аристотеля (384–322 до н. э.). Греческая приставка «мета» означает «сверх», «над». Термин «метафизика» стал обозначать учения о том, что «сверх» физической реальности, а именно учения об особой сверхчувственной реальности, лежащей в основе физической, чувственно-данной реальности. Эта сверхчувственная реальность постигается не опытом, а посредством умозрения. Впоследствии многие века традиция называла «метафизикой» всякое философское учение, содержащее умозрительные размышления о сверхчувственной реальности. Позднее, начиная с Гегеля, термин «метафизика» приобретает и другое значение, в смысле метода, противоположного диалектическому.
Как антипод диалектическому способу мышления, метафизика отрицает истинность того, в чем обнаруживается противоречивость.
Нужно учитывать, что и метафизический способ мышления дает определенное позитивное знание. Движение к истине предполагает использование диалектического метода, который требует проведения всестороннего анализа и синтеза, раскрытия диалектики, динамики, противоречивости изучаемых объектов.
4. Объективный идеализм – то, что существует до вне и независимо от нашего сознания
1.Искусственная мыслительная конструкция (которую придумали)
2.Её существование недоказуемо
То есть объективный идеализм в качестве исходного начала принимает мировое сознание, мировой разум. Это начало в разных философских учениях называется по-разному (Дух, Брахман, Идея, Воля и т. п.). Это идеальное, духовное начало порождает мир вещей, предметов, а также и человеческое сознание. Поскольку это начало существует вне человеческого сознания, объективно, эта форма идеализма и называется объективным идеализмом.
Классическими представителями объективного идеализма в европейской философии являются Платон (основ-к 5-4 вв. до н.э.) – в античной, Фома Аквинский (13в.) – в средневек., Гегель (18-19 вв.) – в философии Нового вр.; в индийской философии – ортодоксальные даршаны (например, веданта).
Платон говорит о двух мирах: мире идей и мире вещей. Платон вводит в свою философскую систему божество, демиурга, который с помощью мировой души на основе идей как прообразов создает мир вещей. Здесь важно отметить, что, по Платону, мир вещей создается из некой пассивной, неопределенной материи. (Сознание является активным [первично], материя – пассивна [вторична]. Сознание руководит материей). Идея сотворения материи была представлена в христианской философии в виде принципа креационизма, утверждающего сотворение мира из ничего. Этого принципа придерживался Фома Аквинский.
Если у Платона говорилось о мире идей, то у Гегеля исходным началом утверждалась «абсолютная идея».
Таким образом, критерии объективного идеализма:
Идеи (Платон)
Формы (Аристотель)
Бог (христианство, ислам)
Логическая идея (Гегель)
Субъективный идеализм – то, что существует в нашем сознании, зависит от нашего сознания.
Индивидуальное сознание – основа основ мира.
Базовые постулаты:
Мир – комплекс моих ощущений
Существовать – значит быть воспринимаемым
Известными представителями субъективного идеализма являются Беркли (17-18 вв.), Фихте (1762–1814), некоторые экзистенциалисты и др.
Путь к субъективному идеализму у Беркли выстраивается следующим образом. Прежде всего он утверждает относительность воспринимаемых качеств. Так, в зависимости от расстояния один и тот же предмет кажется нам то большим, то малым. Далее, все, что мы знаем о предметах, сводится к ощущениям величины, формы, твердости, цвета, запаха, вкуса и т. д. Поэтому то, что мы называем вещью, есть не что иное, как совокупность наших ощущений, восприятий. Отсюда следовал известный тезис Беркли: Esse-percipi – «Существовать – значит быть воспринимаемым». Об объективном же существовании, т. е. существовании вне и независимо от восприятий, с точки зрения Беркли, вообще говорить нельзя. Субъективные идеалисты говорят, что мир таков, каким мы его представляем, и т. п.
Беркли выступает также против учения о первичных и вторичных качествах материи. Указывая на непоследовательность Локка, он заявляет, что если субъективны «вторичные» качества, то субъективны также и «первичные» качества. Следовательно, делает вывод Беркли, все идеи существуют только в душе. Они не могут быть копиями внешних вещей, о которых обычно думают, будто они существуют вне духа. Идея может быть похожа только на идею, а не на что-либо иное.
Учение это — субъективный идеализм. Отвергнув бытие материи, оно признает существование только человеческого сознания, в котором Беркли различает «идеи» и «души». Идеи — это качества, данные в нашем субъективном восприятии. Души — воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты духовной деятельности. По мнению Беркли, идеи совершенно пассивны. Напротив, души в отличие от идей активны. Это различение необходимо Беркли для защиты субъективного идеализма от неизбежных и естественных возражений. Он пытается доказать, что из его учения не следует, будто вещи впервые возникают лишь благодаря восприятию и будто они исчезают, когда прекращается восприятие.
В. И. Ленин дал всестороннюю критику субъективного идеализма Беркли как теоретического обоснования религиозного мировоззрения. Определяя историческое значение берклианства, В. И. Ленин рассматривает его как один из источников реакционной буржуазной философии конца XIX и начала XX в.
- 1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
- 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Наивный материализм и стихийная диалектика
- 7.Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8.Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9.Сократ и афинская школа.
- 10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
- 12. Основные интеллектуальные достижения средневековой философии
- 12.Господство религии и идеализма
- 13. Августин Блаженный
- 14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17. Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18. Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19.Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- 20. Сенсуализм.
- 21. Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма
- 23. Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24. Французский материализм
- 25. Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 27. Гегель.
- 28.Л.Фейербах.КритикаГегеля.Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29. Основные направления и проблематика современной философии.
- 30. Теория и практика марксизма
- 32. Экзистенциализм.
- 33. Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.