10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
Философия Платона – логическое развитие идей сократовской и доскратовской философии (понятие Логоса у Гераклита, вечного неподвижного бытия у Парменида и др. ) Огромное влияние на его философию имела казнь Сократа – его учителя. Он задает вопрос: «Может ли быть подлинным тот мир, который осудил на смерть достойнейшего из людей, поправ тем самым идеи справедливости и истины?». И отвечает: «Нет».
Обычный мир существует, бытийствует, но всегда неистинным образом. Кроме него есть мир чистых сущностей, мир идей (эйдо – вижу, созерцаю). Идеи помещались им в занебесную область, символ подлинного бытия. Мир идей – это мир благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир чувственному, как сущность – явлению, как благое – злому.
Идеей всех идей, высшей идеей является идея Блага как источник истины, гармонии и красоты. Мир идей есть мир подлинного, истины, то есть вечного неизменного бытия. Идея Блага подобна Солнцу.
Антипод бытия – мир небытия, где властвует материя, хаотическая небытийная первоматреия, которая способна принимать любые формы. Роль небытия велика. Материя – источник единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, зла и несвободы.
Материя, как и идея, вечны.
Мир чувственных вещей – результат оформления материи и сущностей. Мир вещей – это мир возникновения и постоянной гибели. В природе все изменчиво, несовершенно. Там все возникает на время и погибает навечно. Помимо идеи и материи, Платон вводит третье начало –мировую душу. Душа космоса – творческая сила, источник движения, жизни и одушевленности, она связывает мир идей и материи, заставляя вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах.
Для Платона главным является мир идей, увенчанный идей Блага, который был абсолютно первичен. Человек может не только воспринимать окружающий мир, но и может перейти в духовное измерение с помощью некоторой силы другой природы. Бессмертная душа человека связывает его с сверхчувственным миром идей.
Платон пытался осуществить идею о высшей добродетели, разработав проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности гражданина и сословия строго подчинены закону, частное подчинено общественному. Высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идеи справедливости и разума.
Платон выделил четыре типа несправедливого государственного устройства: тимократию(власть военного сословия), олигархию (власть богатых), демократию(власть толпы), тиранию(власть тирана). Причем самыми неприемлемыми он считал демократию и тиранию. В демократии к власти приходят не мудрецы, а трутни, которые умеют громко кричать, но не умеют ничего делать. Они нарушают нравственные основы жизни – честь, стыд, умеренность. Платон утверждает, что ненасытное стремление к свободе и пренебрежение ко всему остальному создают предпосылки для перехода к тирании, т.к. чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в чрезмерное рабство. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».
11.Аристотель древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского.
— древнегреческий натуралист классического периода, философ, создатель логики и наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику.
Гелеморфизм - метафизическая точка зрения, согласно которой любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы).
Сначала был материалистом: Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Считал, что нужно познавать вещи (критиковал Платона), а идеи познаются в результате познания вещей.
Потом стал объективным идеалистом: Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл, то есть
Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.
Критика Платона
- Подобно Платону, Аристотель полагает, что посредством понятий познаются существенные, коренные и неизменные свойства бытия.
- Так же как и Платон, Аристотель считает именно понятия средством познания существенных свойств предметов.
+ Аристотель выступает против учения Платона о безусловной самобытности понятий, иначе — против учения об их безусловной независимости от вещей по бытию (если они отдельно, то не могут объяснить существование и развитие мира)
+ Принципиальное возражение в нем вызывает платоновское противопоставление понятий как единственно действительных сущностей чувственному бытию. (если отделять идеи от чувственного мира, то они становятся бесполезными в познании, простыми копиями)
+ Аристотелю принадлежит понятие «Форма форм» - собрание форм; она совершенна, неизменна и неподвижна
- 1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
- 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Наивный материализм и стихийная диалектика
- 7.Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8.Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9.Сократ и афинская школа.
- 10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
- 12. Основные интеллектуальные достижения средневековой философии
- 12.Господство религии и идеализма
- 13. Августин Блаженный
- 14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17. Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18. Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19.Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- 20. Сенсуализм.
- 21. Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма
- 23. Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24. Французский материализм
- 25. Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 27. Гегель.
- 28.Л.Фейербах.КритикаГегеля.Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29. Основные направления и проблематика современной философии.
- 30. Теория и практика марксизма
- 32. Экзистенциализм.
- 33. Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.