15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
В средние века человек рассматривается, прежде всего, как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть "образ и подобие Бога". Но, согласно данной точке зрения, в реальности этот человек внутренне раздвоен вследствие его грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый изначально обладает божественной природой, он имеет возможность внутренне приобщиться к божественной "благодати" и тем самым сделаться "сверхчеловеком". В этом смысле концепция сверхчеловека часто развивается и в русской религиозной философии.
В отличие от Августина Фома Аквинский использует для обоснования христианского учения о человеке философию Аристотеля. Человек - это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет единство души и тела, но именно душа является "двигателем" тела, -и определяет сущность человека. Отличие его учения от Августина в этом вопросе состоит в том, что для последнего душа является независимой от тела и тождественной с человеком, в то время как Для Фомы Аквинского человек есть личностное единство того и другого. Душа - нематериальная субстанция, но получает свое окончательное осуществление только через тело.
Сущность вещи выражается в ее определении, в понятии этой вещи, которое мы постигаем разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого контакта с нею, так как существование возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и не входит в понятие вещи. Таким образом, понятие существования как не принадлежащего к самой сущности вещи вводится для осмысления догмата творения.
- 1.Философия как наука. Предмет философии. Философия и формы мировоззрения.
- 2. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм. Гностицизм и агностицизм.
- 3.Второй вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- 5. Наивный материализм и стихийная диалектика
- 7.Школа элеатов. Апории Зенона и их разрешение.
- 8.Атомисты. Пифагор. Гераклит.
- 9.Сократ и афинская школа.
- 10.Платон. Идеи и вещи. Каверна Платона.
- 12. Основные интеллектуальные достижения средневековой философии
- 12.Господство религии и идеализма
- 13. Августин Блаженный
- 14. Ф. Аквинский. «Доказательства бытия Бога», их анализ.
- 15. Средневековая концепция человека, его сущности и смысла существования.
- 16. Основные интеллектуальные достижения философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Гуманизм.
- 17. Пантеизм как переходная форма от идеализма к материализму.
- 18. Философия позднего Возрождения. У. Шекспир. Реформация и протестантизм.
- 19.Основные интеллектуальные достижения философии XVII-XVIII вв.
- 20. Сенсуализм.
- 21. Дж. Локк. Tabula rasa. Зарождение либерализма
- 23. Б. Спиноза. Понятие субстанции. Causa sui.
- 24. Французский материализм
- 25. Основные интеллектуальные достижения немецкой классической философии.
- 26. И. Кант. «Докритический» и «критический» периоды. Понятия феномена и ноумена. Аргументация агностицизма. Теория познания. Антиномии чистого разума. Категорический императив.
- 27. Гегель.
- 28.Л.Фейербах.КритикаГегеля.Антропологический принцип в интерпретации религии.
- 29. Основные направления и проблематика современной философии.
- 30. Теория и практика марксизма
- 32. Экзистенциализм.
- 33. Современная религиозная философия. Религия и наука. Неотомизм. Достижения и противоречия.