Омейяды
В Дамаске и Кордове Омейяды — династия сирийских халифов и кордовских эмиров, при которых ислам из местной арабской религии превратился в государственную религию многих средиземноморских стран. Первым халифом из рода мекканских курейшитов из колена Омейи стал Муавий I.
Муавий, наместник и командующий арабскими войсками в Сирии был выдвинут арабской знатью в качестве претендента на главенство в мусульманском мире. Но халифом избрали Али, потомка пророка Мухаммеда, не пользовавшегося популярностью у знати.
В 661 году Муавий убил халифа Али, а его сын Хасан «добровольно» (за огромную сумму откупного и пожизненную пенсию) передал власть Муавию. Этот переворот расколол общество на две группировки — шиитов и хариджей.
Шииты считали правильным установление наследственной власти в халифате, но, по их мнению, это должна была быть власть Алидов, происходивших из семьи пророка. Хариджи, со своей стороны, выдвинули принцип «Нет халифа иначе как по воле Аллаха и воле народа». Такая демократическая формулировка привлекла широкие круги населения халифата не арабского происхождения. Историки считают Муавия справедливым правителем, при котором не было религиозных гонений и незаконных поборов.
При нем ислам стал сложившейся системой канонических положений и обрядов, образовался шариат. В становлении ислама арабы ис пользовали традиции ранних религий — христианско-византийскую и иранско-зороастрийскую. С именем Муавия связано и строительство первой мечети. Здание мечети, с минаретами по фронтону и кафедрой для проповедника, с заимствованным из иранской архитектуры купольно-сводчатым покрытием, было великолепно.
Боясь покушений, Муавий ввел обычай, чтобы халифа сопровождал отряд копьеносцев-телохранителей, и закрепил власть своего рода, объявив преемником своего сына Иазида.
После смерти Муавия І в 680 году Алиды вновь заявили претензии на халифат: второй сын Али, Хусейн, отказался присягнуть Иазиду и двинулся на Куфу из Мекки, но был окружен войсками халифа. Хусейн отказался сдаться, и тогда воины, боявшиеся личной ответственности за убийство внука пророка, все разом набросились на него и изрубили мечами. Место убийства Хусейна до сих пор считается святым для шиитов.
Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Иахиду и Абдаллах, а мединцы подняли восстание. 26 августа 683 года в жестоком сражении восстание было подавлено, и войска двинулись на Мекку, но смерть Иазида заставила снять осаду с города.
Правление Иазида было кратким и неспокойным, поэтому после его смерти власть в халифате легко захватил Ибн аз-Зубайр. Права своего рода решил отстоять троюродный брат Муавия Марван, разбивший войска Ибн аз-Зубайра. Но и этот халиф не правил долго: будучи уже в преклонном возрасте, в 685 г он скончался, а халифом стал его сын Абд ал-Малик.
На восстановление единства халифата Абд ал-Малику потребовалось восемь лет, а потом он занялся проведением в жизнь реформ, намечавшихся еще при Муавий: были переведены со среднеперсидского на арабский язык налоговые кадастры, а во главе финансового ведомства стали арабы.
В то же время была проведена и денежная реформа, золотые и серебряные монеты стали чеканить единообразно.
Продолжалось строительство мечети в Дамаске, начатое Муавием, и был построен «Купол» в Иерусалиме.
После смерти отца Абд ал-Малик вызвал в Дамаск своего племянника Омара, славившегося своим благочестием, и выдал за него замуж свою дочь Фатиму. Омар приобрел такое расположение халифа, что сидел выше всех его сыновей, кроме наследника Валида.
Из династии Омейядов Омар выделялся любовью к роскошному образу жизни. Он тратил очень много денег на духи, одежду и лошадей. В прачечной люди даже платили деньги за то, что их вещи стирали вместе с одеждой Омара, чтобы они пропитывались запахом духов.
Омар выступал и как меценат: он щедро платил поэтам за приветственные стихи. Известно, что один из них за свое стихотворение получил от Омара, когда тот был наместником Медины, 15 верблюдиц.
В 706 году Омар был назначен наместником Медины. Здесь он, по желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют «мечеть Омейядов».
Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид умер раньше, и Сулейман стал халифом.
Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.
В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню, где они не могли бы общаться с другими людьми.
По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре. Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману, начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а монастырь с тех пор называют «монастырь евнухов».
Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного халифа разбил паралич.
Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его двоюродного брата благочестивого Омара, т. к. сын халифа Эйюб умер раньше отца. Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара, брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.
Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью. Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.
В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его предками империи, но, став халифом, он изменился.
Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их. При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана. Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший в 19 лет, считался образцом благочестия. О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он заболел и умер в монастыре Дейр-Симан.
Последним Омейядским халифом был Мерван II (744–750). Против него объединились Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды. Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых и детей — всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией. Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа, Абдаррахман I (731–788), бежавший через Северную Африку в Испанию.
Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он захватил ее территории и заставил признать свою власть почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.
Абдаррахман II (792–852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы: сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека кордовских эмиров славилась по всему миру: только каталог ее состоял из 44 томов.
Абдаррахман III (891—96I), чтобы защитить свое государство от внешних и внутренних врагов, стал создавать силу, способную противостоять им. Такой силой стала гвардия рабов, называемая «саклаб». Она состояла из представителей многих народов: славян, германцев, итальянцев… Воины были хорошо обучены, дисциплинированны и вооружены, к тому же они совершенно не зависели от местного населения. Поэтому Абдаррахману без труда удалось в короткий срок уничтожить мятежи и устранить внешнюю угрозу, исходившую от короля Леона Ордоно II. В 920 году были разгромлены войска Леона, а в 928-м — окончательно задушено движение мятежников.
16 января 929 г. Абдаррахман III был торжественно провозглашен в кордовских мечетях халифом с титулом «халиф—защитник веры Аллаха». Кордовский эмират превратился в халифат.
Уничтожение усобицы способствовало росту ремесел и расширению торговли в эмирате. Расцвело ткацкое производство, выделка оружия, из делий из стекла и железа Вывозили из Испании шелк, пряности, вино и фрукты.
Абдаррахман построил порты и значительный флот, благодаря чему города Испании в Х веке стали центром торговых сношений с восточным Средиземноморьем.
К моменту смерти Абдаррахмана III столица халифата, город Кордова, был превращен в великолепный дворцовый ансамбль, а резиденция халифа аз-Захра считалась одним из самых замечательных архитектурных сооружений Европы и Азии.
Правление Абдаррахмана III стало пиком развития Кордовского эмирата. Последний Омейяд был лишен престола в 1031 году, наступило время правления многочисленных мелких династий.
- XX династия египта Рамзес II и другие.
- Гераклиды Родоначальники царских родов.
- Бармакиды Министры халифата.
- Ахемениды
- Аргеады Македонские цари
- Антигониды Цари Македонии
- Маурья Цари Магадхи
- Селевкиды Сирийские цари
- Птолемей Братья и сестры
- Юлии-клавдии
- Флавии Римские императоры
- Сасаниды Шихингиахи
- Аршакиды
- Феодальная династия
- Омейяды
- Аббасиды Аравийские халифы
- Каролинги Семейство Карла Великого
- Саманиды Первые таджики
- Рюриковичи
- Тусколомские и кресченции Потомки Теофилакта
- Фатимиды Династия халифов
- Пясты Первая династия польских королей
- Капетинги Крестоносцы
- Арпады Первые венгерские короли
- Газневиды
- Амати Скрипичные мастера
- Комнины Византийские императоры
- Плантагенеты Анжуйская династия
- Гогенштауфены Германские короли
- Неманичи Сербские короли
- Борджиа Папы римские, исчадия ада и святые
- Чингисиды Потомки Чингисхана
- Шереметевы Театралы и меценаты
- Габсбурги Императоры, сделавшие выборную должность наследственной
- Гримальди — старейшая правящая династия в европе Преодолевшие проклятие
- Ягеллоны (ягайло)
- Гогенцоллерны Вояки на троне
- Медичи Медики — банкиры — герцоги — папы римские — меценаты и интриганы
- Стюарты
- Ланкастеры и йорки
- Делла ровере Папы и кардиналы
- Династия великих моголов
- Шуйские Суздальские князья
- Ротшильды Ротшильды, которые так и не стали Трюншильдами
- Бурбоны
- Круппы Пионеры сталелитейной промышленности
- Демидовы Горнозаводчики
- Романовы
- 300 Лет на Российском престоле
- Строгановы Старейшая купеческая семья
- Токугава
- Мальцовы Некоронованные короли русского хрусталя
- Ганноверская династия
- Дюма Мушкетеры
- Бонапарты
- Поленовы
- Прохоровы Трехгорная мануфактура
- Штраусы Венские композиторы
- Аксаковы Писатели-патриоты
- Пушкины
- Дюпоны Торговцы смертью
- Боткины Купцы, коллекционеры, врачи
- Дуровы Артисты цирка, театра и кино
- Камю Династия виноградарей и производителей коньяка
- Кеннеди
- Мамонтовы Русские промышленники
- Морозовы Ситцевая империя
- Петипа Артисты балета
- Рокфеллеры
- Рябушинские Русские Ротшильды
- Садовские Русские актеры
- Соловьевы Русские историки и поэты
- Толстые Писатели
- Третьяковы Купцы и меценаты
- Форды Автомобилестроители
- Чеховы Писатели, художники и театралы
- Васнецовы Художники
- Династия неру — ганди Династия, возникшая благодаря непотизму
- Гумилевы Явление в русской культуре
- Кшесинские Балетная семья
- Набоковы
- Гучковы От сохи — к вершинам государственной власти
- Вертинские Русский Пьеро и «его девочки»
- Виндзорская династия Династия XX века
- Династия фонда
- Ханты Техасские нефтяные магнаты
- Чаплины
- Мироновы
- Михалковы От литературы — к кино
- Лучшие повара в мире
- Эсте лаудер Парфюмерная и косметическая династия
- Коппола
- Джексоны
- Литература