logo
100 великих династий

Соловьевы Русские историки и поэты

Во второй половине XIX века мало кто в просвещенной России не знал фамилию Соловьевых. Эта московская семья дала нескольких выдающихся преподавателей Московского и Петербургского университетов, историков, поэтов и прозаиков. Все Соловьевы были людьми, неравнодушными к судьбе своей родины — прошлой, настоящей или будущей.

Соловьевы происходили из духовного сословия. Их предками были сельские священники, дьяконы и дьячки. Священником и преподавателем Закона Божьего Московского коммерческого училища был и Михаил Васильевич Соловьев, отца которого вызвал в Москву и помог закрепиться в белокаменной митрополит Платон Левшин.

Михаил Васильевич Соловьев для своего времени был высокообразованным священником: он свободно говорил по-французски, знал древнегреческий и имел собственную небольшую библиотеку. Он был неизменно благодушным, общительным человеком и был принят в московском дворянско-чиновном обществе.

Женился Михаил Васильевич на сироте, дочери чиновника, добившегося дворянского звания, Е И Шатровой, которую воспитывал дядя, ярославский и ростовский архиерей. Она считала себя дворянкой и духовных особ не жаловала, поэтому когда в семье появились дети, постаралась, чтобы они выбрали себе другое занятие.

Тем не менее сына своего Михаил Васильевич записал в Московское духовное училище. Кроме того, маленький Сережа посещал занятия в Московском коммерческом училище. Но уровень преподавания этих учебных заведений был невысок, и вскоре его отправили в третий класс. Первой московской гимназии. Мальчик, с детства увлекавшийся чтением, успешно учился и вскоре стал первым учеником в классе, был замечен попечителем Московского учебного округа графом С. Г. Строгановым.

Сдав на «отлично» выпускной экзамен в гимназии, бывший одновременно и вступительным экзаменом в Московский университет, Сергей Михайлович Соловьев стал студентом историко-филологического факультета, и этим же летом он начал трудовую деятельность, будучи приглашенным в качестве учителя русского языка к детям князя Голицына.

Совмещая занятия в университете с частной практикой, Сергей Михайлович находил время и для серьезных исследований по истории, и для дружеского общения. Он встречался с А.А Фетом, Я.П. Полонским, Н.М. Орловым и К.Д. Кавелиным, входившими в кружок А.А. Григорьева. Они обсуждали литературно-поэтические новости, читали и толковали Гегеля, философствовали. Когда общество разделилось на славянофилов и западников, С.М. Соловьев поначалу примкнул к славянофилом, но позднее разочаровался в их идеях, многое переосмыслил и в последующие годы все более явно склонялся к западникам, а во второй половине 1840-х годов он стал ярым защитником западничества.

Окончив университетский курс в 1842 году, по приглашению графа Строганова, в качестве учителя его племянников Соловьев совершил путешествие по Европе. Он побывал в Берлине, Париже, Праге, Мюнхене, Дрездене, Веймаре. Во всех этих старинных городах и культурных центрах Сергей Михайлович занимался в Париже он посетил Королевскую библиотеку, в университетах Берлина, Гейдельберга и Сорбонны слушал лекции знаменитых ученых того времени. Эта поездка несколько изменила его взгляды на историю вообще и на историю России в частности.

Вернувшись из европейского турне в 1844 году, по желанию С.Г. Строганова, Сергей Михайлович начал готовиться к магистерским экзаменам и защите диссертации. Защита диссертации на степень магистра «Об отношениях Новгорода к великим князьям. Историческое исследование» прошло успешно, а вот сдачей экзаменов Соловьев остался недоволен, хотя экзаменаторы и признали его знания удовлетворительными.

Вскоре он уже был исполняющим должность адъюнкта и начал читать лекции в университете. Его первые лекции прослушало все университетское начальство и осталось довольно. Соловьева поздравляли с успехом, а он уже писал докторскую диссертацию, которая была готова в 1846 году. В 27 лет, в 1847 году, он стал профессором Московского университета, потом заведовал кафедрой русской истории, был деканом историко-филологического факультета и 6 лет служил ректором Московского университета, с этого поста он ушел в начале 1879 года из-за интриг. Не помогло избежать неприятностей даже звание академика Петербургской Академии наук.

Это решение непросто далось Сергею Михайловичу, ведь к тому времени у него уже была большая семья, жена Поликсена Владимировна и восемь детей (вообще-то всего у них родилось двенадцать детей, но четверо умерли в раннем детстве), которых надо было обеспечивать.

Чтобы дать семье достойное существование, Сергей Михайлович неустанно трудился, спал он всего семь часов в сутки, все силы отдавая преподаванию в университете, где продолжал работать после отставки с должности ректора, писанию статей (по истории Новгорода, эпох Петра I и Александра I, историографии) и созданию монументального труда «История России с древнейших времен». Каторжная работа и переживания из-за отставки забрали много сил, С.М. Соловьев тяжело заболел и 4 октября 1879 года умер. К этому времени он написал 29 объемных томов «Истории России», доведя повествование до 1774 года.

Дело Сергея Михайловича продолжил его сын, историк Михаил Сергеевич, оставили след в русской культуре и другие дети Соловьева: философ и поэт Владимир Сергеевич, известный автор исторических романов Всеволод Сергеевич, поэт и автор книжек для детей Поликсена Сергеевна, известная под псевдонимом Allegro.

Владимир Сергеевич, поэт, критик, публицист и философ, в юности увлекался естествознанием и особенно биологией, но уже заканчивая физико-математический факультет Московского университета, он нашел для себя более интересное дело и в 1873 году сдал выпускные экзамены по историко-филологическому факультету. Уже в это время он сформулировал цель своей жизни: способствовать преобразованию мира с помощью христианского учения.

В 1874-м он защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов», вызвавшую широкий общественный резонанс, а в 1880 году— докторскую «Критика отвлеченных начал». В 1875 году Владимир Сергеевич преподавал философию в Московском университете и на Высших женских курсах, затем изучал древнюю философию в Лондоне, посетил Египет, а вернувшись, переехал в Петербург, где стал членом Ученого комитета при министерстве образования и преподавал философию в университете и на Высших женских курсах Н.К. Бестужева-Рюмина.

В 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, B.C. Соловьев выступал с речами против смертной казни, из-за чего был вынужден оставить преподавательскую работу. В 1880-е годы он выступал как литературный критик, переводчик, публицист, борясь за свободу совести, против национально-религиозной дискриминации и проповедуя объединение Востока и Запада через воссоединение церквей.

С 1891 года он был редактором философского отдела в Словаре Брокгауза и Ефрона, написав для этого словаря более 60 статей.

Владимир Соловьев создал учение об универсуме как «всеединстве», оказавшее большое влияние на мировоззрение Ф.М. Достоевского, русскую религиозную философию и поэзию русских символистов (А. Блока, А. Белого, С.М. Соловьева, Вяч. Иванова).

С детских лет и до последних дней он писал стихи, имеющие явную философскую окрашенность. Поэтическим выражением идеи всеединства служат у него символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «первого сияния всемирного и творческого дня», «неземного света», «созвучия вселенной» и др. Он написал немало шуточных и сатирических стихотворений и пародий.

Личная жизнь Владимира Сергеевича не сложилась. Роман с С. П. Хитрово, племянницей жены А.К. Толстого, длился несколько лет, но брак так и не состоялся. Он был равнодушен к бытовым условиям, не имел постоянного дома, жил то у друзей, то за границей.

В конце жизни его обуяли предчувствия катастроф. Напряженная умственная деятельность подорвала его здоровье.

Он умер в 47 лет и был похоронен в Москве рядом с отцом.