Споры «западников» и «славянофилов»
Вопрос о прошлом, настоящем и будущем России, о путях ее развития и роли во всемирной истории, в человеческом сообществе разделил образованное меньшинство на славянофилов и западников. Спор их был задан «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева, опубликованным в московском журнале «Телескоп» в 1836 г., где автор, размышляя над судьбами Запада и России, католичества и православия, делал отрицательные выводы об исторической судьбе православной России. Идеи Чаадаева непосредственно «пробудили» два противоборствующих общественных направления: славянофилы, и западники 40‑х годов с равным правом могли считать его и своим наставником, и оппонентом.
Ведущие идеологи и публицисты славянофильства 40‑х годов: поэт и философ А. С. Хомяков, критик и публицист И. В. Киреевский, его брат, П. В. Киреевский, общественный деятель Ю. Ф. Самарин, братья К.С. и И. С. Аксаковы – дети признанного писателя Сергея Аксакова, также известные литераторы.
Русское западничество той поры представляли В. Г. Белинский; А. И. Герцен; его друг и соратник Н. П. Огарев; общественный деятель, профессор Московского университета Т. Н. Грановский; В. П. Боткин; П. В. Анненков, ставший первым биографом Пушкина; писатель и журналист И. И. Панаев.
И славянофилы, и западники были подлинными радетелями Отечества, их объединяла неудовлетворенность итогами культурно‑исторического развития России, жажда национального самосознания. И те, и другие говорили о необходимости отмены крепостного права, о гражданских правах и свободах. И те, и другие находились в оппозиции к царской бюрократии (но не к самому самодержавию, в отношении которого позиции каждого из участников движений были различными). Славянофилы и западники по‑разному оценивали период Московской Руси и реформы Петра I, буржуазный экономический порядок Европы и патриархальные устои России. В поле обсуждаемых проблем был вопрос о назначении искусства, о художественности и народности литературы.
Собрания кружков Герцена и Белинского, литературные салоны и гостиные частных домов (П. Я. Чаадаева, Д. Н. Свербеева, А. П. Елагиной и др.), редакции журналов («Москвитянин», «Русская беседа», с одной стороны, и «Отечественные записки», «Современник» – с другой) – здесь разворачивалась живая полемика идейных и литературных противников, введших в активный речевой оборот и сами термины: западничество и славянофильство.
Символично заглавие статьи Хомякова «О старом и новом», положившей начало в 1839 г. славянофильскому направлению как таковому. В «былом», «старом» – в русских преданиях и традициях православия и народной нравственности, которая свободна от «барыша», своекорыстия, нужно искать начало «истинного православия». «Эти‑то лучшие инстинкты души, образованной и облагороженной христианством, эти‑то воспоминания древности неизвестной, но живущей в нас тайно, произвели все хорошее, чем мы можем гордиться».
Предание, «преемство жизни» есть необходимейшая основа для ее самосохранения, – писал К. Аксаков. Естественно поэтому преклонение славянофилов перед вековыми устоями монархии, русским общинным строем, христианскими коллективными, а не индивидуальными формами жизни, вплоть до «самоотречения». Соборность – так со времен первых славянофилов определяется особое качество русского, славянского братства, православного единения разных слоев общества на основе самозабвенного служения «миру», «общине», «роду».
В искусстве и литературе славянофилы ценили то, что самобытно, в чем «творит» духовная сила народа. Для Хомякова это были иконы и церковная музыка, для К. Аксакова и Самарина – творчество Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, В. И. Даля. В «Мертвых душах» К. Аксаков видел гомеровскую эпичность– целостность, «сильное», «вечное», «положительное» начало, связанное с христианским идеалом. «Русская художественная школа», по мнению Хомякова, была «вопросом жизни и смерти в смысле деятельности нравственной и духовной». Поиск «внутреннего источника отечественного просвещения» одухотворял самих славянофилов на собственные творческие разыскания: они писали стихотворения и прозу, К. Аксаков был автором экспериментальной российской грамматики, Киреевский издал собранные им оригинальные фольклорные тексты.
Представители западничества считали, что достичь процветания Россия может лишь путем сближения с Европой; в бурном росте промышленности, в утверждении гражданских прав личности, в идеалах равенства, в развитии науки, в буржуазном прогрессе видели они залог величия России.
Принципиальное значение для западников имела проблема свободы личности, ее независимого развития. Показательна в этом смысле судьба писателя и мыслителя А. И. Герцена. Находившийся за границей в конце 40‑х годов, он видит безысходность политической борьбы в России и, не желая «в колодках» служить Отечеству, принимает горькое и исключительно мужественное по тем временам решение: не возвращаться на Родину. Победить гражданскую робость ему помогло твердое убеждение: «в себе самом … уважать свою свободу и чтить ее не меньше, как в ближнем, как в целом народе, ибо только на свободе лица может вырасти действительная воля народа». В Лондоне Герцен и Огарев основали «вольную русскую типографию»; могучий голос «Колокола» – газеты, выходящей уже в пятидесятые‑шестидесятые годы, – будоражил и просвещал далеких соотечественников. Герцен умер в 1870 г. за границей, вернувшись на родину вольным словом. Эпоха 40‑х годов объемно представлена Герценом в его знаменитой книге воспоминаний «Былое и думы» (1852–1867), которая по праву считается вершиной творчества писателя.
- Екатерина Евгеньевна Дмитриева, Людмила Анатольевна Капитанова, Валентин Иванович Коровин и др
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 1 Поэзия в эпоху романтизма Денис Давыдов. Поэты пушкинского круга. Поэты‑любомудры. Поэты‑романтики второго ряда. Алексей Кольцов
- Денис Давыдов (1784–1839)1
- Поэты пушкинского круга
- П. А. Вяземский (1792–1878)
- А. А. Дельвиг (1798–1831)
- Н. М. Языков (1803–1847)
- Поэты‑любомудры
- Д. В. Веневитинов (1805–1827)
- С. П. Шевырев (1806–1864)
- А. С. Хомяков (1804–1860)
- Поэты‑романтики второго ряда Поэты кружка Станкевича (и. Клюшников (1811–1895), в. Красов (1810–1854), к. Аксаков (1817–1860))
- А. Ф. Воейков (1779–1839)
- И. И. Козлов (1779–1840)
- A. Ф. Вельтман (1800–1870)
- В. И. Туманский (1800–1860)
- Ф. А. Туманский (1799–1853)
- А. И. Подолинский (1806–1886)
- В. Г. Тепляков (1804–1842)
- В. Г. Бенедиктов (1807–1873)
- А. И. Полежаев (1804–1838)
- А. В. Кольцов (1809–1842)
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 2 Проза в эпоху романтизма
- Жанровая типология русской романтической повести
- Историческая повесть
- «Предромантическая» историческая повесть. «Славенские вечера» в. Т. Нарежного
- Историческая повесть декабристов
- Тема Новгорода в декабристской повести
- Тема Ливонии в исторической повести декабристов
- Исторические повести н. А. Полевого (1796–1846)
- История в повестях а. Корниловича (1800–1834), а. Крюкова (1803–1833), о. Сомова (1793–1833) и др
- Фантастическая повесть
- Специфика романтической фантастической повести и ее генезис
- Типология фантастической романтической повести
- Повести а. Погорельского (1787–1836)
- Повести в. Ф. Одоевского (1803–1869)
- Повести о. И. Сенковского (1800–1858)
- Светская повесть
- Повести а. А. Бестужева‑Марлинского (1797–1837)
- Светские повести в. Ф. Одоевского
- Повести «КняжнА Мими». «КняжнА Зизи»
- Бытовая повесть
- Повести о «Гении» (художнике)
- Историко‑героические повести а. А. Бестужева‑Марлинского
- Повести н. Ф. Павлова (1803–1864)
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 3 м. Ю. Лермонтов (1814–1841)
- Лирика 1828–1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие
- «Ангел» (1831)
- «Русалка» (1832)
- «Еврейская мелодия» (1836)
- «К*» («я не унижусь пред тобою…») (1832)
- «Парус» (1832)
- Поэмы 1828–1832 и 1833–1836 годов
- «Измаил‑Бей» (1832)
- Исторические поэмы
- «Последний сын вольности» (1831)
- «Боярин Орша» (1835–1836)
- Иронические и юнкерские поэмы
- Проза 1828–1832 и 1833–1836 годов
- «Вадим» (1832)
- «Княгиня Лиговская»
- Драматические произведения
- «Menschen und leidenschaften» («Люди и страсти») (1830)
- «Странный человек» (1831)
- «Два брата» (1834–1836)
- «Маскарад» (1835–1836)
- Поэтический язык Лермонтова
- Лирика 1837–1841 годов
- «Родина» (1841)
- «Бородино» (1837)
- «И скушно и грустно» (1840)
- «Дума» (1838)
- «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840)
- «Валерик» (1840)
- «Благодарность»69(1840)
- «Ветка Палестины» (1838)
- «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837)
- «Молитва» (1839)
- «Молитва» (1837)
- Объективно‑сюжетные стихотворения
- «Казачья колыбельная песня» (1840)
- «Поэт» (1838)
- «Пророк» (1841)
- «Смерть поэта» (1837)
- «Не верь себе» (1839)
- «Журналист, читатель и писатель» (1840)
- «Выхожу один я на дорогу…» (1841)
- Поэмы 1837–1841 годов
- «Песня про… купца Калашникова» (1837)
- «Тамбовская казначейша» (1838)
- «Беглец» (1837–1838?)
- «Мцыри» (1839)
- «Демон» (1841)
- «Сказка для детей» (1841)
- «Герой нашего времени» (1838–1840) Состояние русской прозы и повествовательное начало в романе
- Автор, повествователь и герой
- Философия, сюжет и композиция романа
- Жанровые традиции и жанр романа
- Образ Печорина
- Грушницкий, Максим Максимыч и другие
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 4 н. В. Гоголь95(1809–1852)
- Детские и юношеские годы. Первые литературные опыты
- Поэма «Ганц Кюхельгартен». Первые годы в Петербурге
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832). Структура и композиция цикла. Образы рассказчиков
- Повесть «Страшная месть»
- Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка»
- Цикл повестей «Миргород» (1835)
- Анализ повестей с точки зрения их места в общем замысле цикла
- Повесть «Старосветские помещики»
- Фантастическая повесть «Вий»
- «Арабески» (1835). Статьи Гоголя по истории и искусств
- Цикл «Петербургские повести» (1835–1842)
- Комедии н. В. Гоголя. Поэтика комического
- «Ревизор» (1836). Замысел и источники комедии
- Жанровое новаторство комедии «Ревизор»
- Отзывы современников о «Ревизоре». Первые театральные постановки
- Поэма «Мертвые души» (1835–1852). Замысел и источники сюжета поэмы
- Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души»
- Отзывы современников и критическая полемика вокруг «Мертвых душ»
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 5 Литературное движение 1840‑х годов. В. Г. Белинский и «Натуральная школа»
- Споры «западников» и «славянофилов»
- Смена литературных направлений
- Реализм
- «Натуральная школа»
- Основные направления журналистики и критики
- Основные понятия
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Литература
- Глава 6 а. И. Герцен (1812–1870)
- Юность Герцена. Первые идейные влияния
- «Записки одного молодого человека»
- Герцен в кругу русских западников 1840‑х годов
- «Кто виноват?»
- «Сорока‑воровка», «Доктор Крупов»
- Французская революция 1848 г. Духовный кризис Герцена
- «С того берега»
- Семейная драма
- «Поврежденный»
- Философская публицистика 1850‑1860‑х годов: Герцен о судьбах России и Европы
- Герцен – политический эмигрант. Создание вольной русской типографии
- «Былое и думы»
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 7 и. С. Тургенев (1818–1883)
- Начало творческого пути: от романтизма к реалистическим принципам натуральной школы
- «Записки охотника»
- Поэтика «Записок охотника»
- «Любовные» повести Тургенева
- Романы о русской интеллигенции. Поэтика тургеневского романа
- «Рудин»
- «Дворянское гнездо»
- «Накануне»
- «Отцы и дети»
- Духовный кризис Тургенева. «Призраки», «Довольно!»
- Последний период творчества: «Таинственные» повести, стихотворения в прозе
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 8 и. А. Гончаров (1812–1891)
- И. А. Гончаров и принципы «Натуральной школы». Роман «Обыкновенная история»
- «Обыкновенная история»
- Роман «Обломов» как центральная часть романной трилогии
- «Обрыв» как заключительная часть романной трилогии Гончарова
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 9 с. Т. Аксаков (1791–1859)
- Творчество раннего периода
- Творчество в 1830‑1850‑е годы
- Мемуарные произведения с. Т. Аксакова. «Семейная хроника», «Воспоминания», «Детские годы Багрова‑внука»
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 10 Литературное движение 1850‑1860‑х годов «Мрачное семилетие»(1848–1855)
- Время духовного подъема (1855–1859)
- Литературно‑общественная борьба на рубеже 50‑60‑х годов
- Пореформенное время
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература
- Глава 11 м. Е. Салтыков (н. Щедрин) (1826–1889)
- Ранние литературно‑общественные связи писателя Творчество 1840‑х годов
- «Губернские очерки»
- Литературно‑общественные взгляды Салтыкова на рубеже 1850‑1860‑х годов
- Художественно‑публицистические циклы периода «Отечественных записок»
- «История одного города». Особенности сатирического гротеска
- «Господа Головлевы»
- После закрытия «Отечественных записок». «Сказки» и последние романы
- Основные понятия
- Вопросы и задания
- Литература