Русский Гамлет
Таким образом, Пугачев, принявший имя Петра III, становился для Павла как бы призраком отца, и его незримо витавший над великим князем образ заставлял с новой силой ощутить трагизм и одиночество своего положения при дворе матери, подозреваемой в гибели отца и окружившей себя его убийцами. Как справедливо подметил французский историк П. Моран, тень Петра III вставала над Павлом «подобно тому, как тень отца являлась Гамлету на галерее Эльсинора». Мы можем, таким образом, полагать, что уже в начале 1770‑х гг. в полной мере сложился «гамлетовский» узел биографии Павла. На это сходство не раз обращали внимание историки екатерининского и павловского времени, отмечавшие поразительные порой совпадения обстоятельств жизни Павла с подробностями судьбы героя шекспировской трагедии (например, попытки Екатерины II выйти замуж за Григория Орлова — брата главного виновника смерти Петра III Алексея Орлова; отсюда ассоциации Петра III с убитым королем, Екатерины II — с Гертрудой, братьев Орловых — с Клавдием и так далее. Так, ощущением этого сходства пронизаны многие страницы фундаментального исследования Н. К. Шильдера о Павле I, не раз называвшем его здесь «новым Гамлетом», «русским Гамлетом».
Но, что еще важнее, сходство между образом «принца Датского» и судьбой цесаревича Павла бросалось в глаза еще его современникам.
В конце 1781 г. в связи с ожидавшимся приездом в Вену великого князя Павла в придворном театре готовилась постановка «Гамлета». Однако в последний момент актер, игравший заглавную роль, отказался участвовать в премьере спектакля, поскольку, как он заявил, «в таком случае в зале очутятся два Гамлета». И надо сказать, что император Иосиф II отнесся к этому с пониманием и вынужден был согласиться с предосторожностями актера. Но отсюда с непреложностью следует, что репутация Павла как «русского Гамлета» со всеми нюансами его реального положения при российском дворе и его взаимоотношений с Екатериной II не составляла тайны в европейских столицах.
Но куда более прочно репутация «русского Гамлета» закрепилась за Павлом в самой России. Историки русского театра уже давно обратили внимание на то странное, на первый взгляд, обстоятельство, что «Гамлет», с успехом шедший в Петербурге еще в 1750‑х гг. при Елизавете Петровне (в переводе А. П. Сумарокова), с воцарением Екатерины II полностью исчезает из театрального репертуара. По воспоминаниям известного русского драматурга и театрального деятеля конца XVIII — начала XIX в. А. А. Шаховского, «с 1762 г. „Гамлет“ совершенно скрылся с русской сцены», и так продолжалось до самого конца столетия. Причем дело было даже не в официальных препонах (хотя, когда надо было, накладывала свои запреты и цензура), а в том, что осознание близости судеб российского цесаревича и датского принца было, что называется, разлито в воздухе екатерининской эпохи, и мало кто вообще бы рискнул возбуждать ходатайство о допуске на сцену шекспировской пьесы. Причины же эти, как отмечает историк театра, «заключались в том, что в России на глазах всего общества в течение тридцати четырех лет происходила настоящая, а не театральная трагедия принца Гамлета», и, если бы пьеса хоть раз была бы поставлена, это был бы «протест против Екатерины и Орлова и апофеоз Павлу».
- А. Н. Сахаров (редактор)
- Глава 2. Искусство быть Фелицей
- Глава 3. Трудный путь преобразований
- Глава 4. Гром победы раздавайся!
- Глава 5. «Хоронят Россию»
- Павел I Вхождение в тему
- «Призрак короны»
- Воспитание
- Тень Петра III
- Совершеннолетие
- Пугачевщина
- Русский Гамлет
- Деспотизм Екатерины II
- Заграничное путешествие
- В гатчинском отчуждении
- «Кумир своего народа»
- Цесаревич и масоны
- Павел или Александр?
- В надежде царствовать
- На троне: вместо эпилога
- Александр I
- 1. Возникновение легенды
- 2. Счастливый «господин Александр»
- 3. Суд совести
- 4. Страх
- 5. Самодержавный либерал
- 6. Александр I и Наполеон Бонапарт
- 7. Крушение
- 8. Таинственный конверт
- 9. Смерть или уход
- Николай I
- Рождение
- Воспитание
- Женитьба
- Престолонаследие
- Междуцарствие
- Восстание 14 декабря
- Следствие и суд над восставшими
- Начало царствования: формирование образа монарха
- Императорский двор
- Интимная жизнь императора
- Попытки реформ
- Кодификация
- Особый путь развития России
- Николай I : государство всесильно
- Попытки освобождения крестьян
- Внешняя политика
- Николаевская Россия глазами иностранцев
- Реакция
- Александр II
- 1. Путь к совершеннолетию, воспитание, образование
- 2. Венчание с Россией, знакомство с Европой и женитьба
- 3. Наследник престола на государственной службе и в семье
- 4. Звездный час царя‑освободителя
- 5. От триумфа к трагедии 19 февраля 1861 года — 1 марта 1881 года
- Вместо эпилога
- Александр III
- Николай II
- Манифест отречения николая II
- Хронологическая таблица романовы (1613‑1917)