Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
Взаимоотношения церкви и государства в XVI–XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.
Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.
После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.
К середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Поводом для этого стала попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской. Вместе с тем внутри церкви усиливаются разногласия. К 1640-м гг. в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочестия» (в него входили авторитетные представители русской церкви), выступавший за исправление церковных служб, поднятие нравственности в среде духовенства, против проникновения светских начал в жизнь мирян. Царь Алексей Михайлович поддерживал эти устремления. Сторонники Никона (с 1652 г. патриарх) считали, что исправление богослужебных книг и церковных служб надо проводить по греческим оригиналам. Сторонники же протопопа Аввакума (одного из активных ревнителей благочестия) хотели в основу исправления положить древнерусские церковные книги. Споры вначале не выходили за рамки узкого круга лиц. Когда же Никон стал патриархом, были осуществлены реформы, которые привели к расколу церкви.
Против никоновских реформ резко выступил протопоп Аввакум. Он и его сторонники – «старообрядцы» подверглись репрессиям.
Одновременно Никон стал претендовать и на светскую власть. Это привело к конфликту между царем и патриархом. На церковном Соборе в 1666 г. Никон был низложен, что усилило позиции светской власти. На этом же соборе были осуждены все противники церковной реформы.
После этого раскол усилился и приобрел социальную окраску. Общим лозунгом раскольников (сторонников Аввакума, стоящих за сохранение русской церковной старины) была борьба с никоновскими преобразованиями и светскими властями.
Причинами неприятия частью российского общества церковных реформ являлись социальные проблемы: рост государственных налогов, крепостничества. Однако нельзя забывать и о религиозном аспекте протеста, прежде всего против греческого и украинского влияния на русское православие, что, по мнению раскольников, вело к утрате духовной самобытности России.
Борьба со старообрядцами, хотя и сопровождалась жестокими преследованиями, все же не привела к крупномасштабным религиозным войнам.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение государства у восточных славян. Влияние Востока и Запада.
- Принятие христианства.
- Феодальная раздробленность. Борьба русских княжеств с кочевниками.
- Государство и церковь 10-13 века.
- Александр Невский и события 1240 и 1242 годов.
- Система взаимоотношения между Золотой Ордой и Русью.
- Создание централизованного государства при Иване III и Василии III.
- Россия в XVI веке. Иван Грозный и его политика
- Смутное время. Историческая обстановка в стране.
- Народные восстания в хvii веке
- Самозванство в России хvii веке.
- Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
- Правление первых Романовых
- Внешняя политика России в хvii веке
- Борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными
- Реформы Петра I.
- Оценка реформ Петра I для исторической судьбы России
- Утверждение российского абсолютизма в хviii веке
- Эпоха Дворцовых переворотов.
- Деятельность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
- Внешняя политика России в хviii веке
- Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
- Реформы м.М. Сперанского
- Отечественная война 1812 года
- Движение и восстание декабристов
- Внутренняя и внешняя политика Николая I.
- Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
- Идейные течения и общественное движение 1830-50-х годов: правительственное, либеральное, революционное.
- Буржуазные реформы 1860-х годов: сущность и последствия
- Общественное движение во второй половине хiх века
- Внешняя политика России во второй половине хiх века
- Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже хiх – хх веков.
- Причины и результаты революций в Российской империи начала хх века
- Участие России в первой мировой войне
- Гражданская война: причины, основные действующие силы, итоги
- Основные элементы и хронологические рамки новой экономической политики
- 1921 Г. Март - 1929 г. Осень - хронологические рамки нэпа.
- Ссср на пути формирования социализма 1920 – 1930-х годов
- Предпосылки и результаты второй мировой войны
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Итоги. Цена Победы
- Ссср в послевоенный период. «Холодная» война. Причины, проявления, итоги