Принятие христианства.
При Владимире произошло великое событие в русской истории — Русь приняла христианство. В Х в. язычество господствовало среди большинства населения, верховным был бог войны — громовержец Перун. Но среди киевских дружинников уже были христиане. Христианкой была княгиня Ольга, хотя ее сын Святослав оставался язычником и подвергал гонениям христиан. Придя к власти, Владимир сначала пытался укрепить языческую веру, создав единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Однако язычество, будучи системой демократических пережитков древности, не могло стать духовной основой объединения древнерусского общества в условиях развивающихся феодальных отношений, создания прочного государства и укрепления власти князя.
Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, т. е. вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии — иудаизм, в Волжской Булгарии — ислам. Большинство стран Европы к этому времени были христианизированы. В знаменитой легенде, изложенной в «Повести временных лет», говорится о том, как Владимир в 986 г. выбирал веру для киевлян. Ислам был отвергнут из-за того, что мусульмане не пили вино, иудаизм — из-за того, что евреи не имели своего государства, были рассеяны по миру. Киевский князь выбрал христианство в его византийском, будущем православном варианте. Был заключен династический брак — византийская принцесса Анна была выдана замуж за Владимира, который был крещен в Херсонесе (видимо, в 988 г.), в Крыму.
Можно выделить следующие причины, которые обусловили принятие Русью христианства:
> во-первых, язычество приводило к изоляции Руси от христианского мира Европы, тормозило развитие международных связей и торговли;
> во-вторых, язычество мешало стабилизации и укреплению феодального строя на Руси;
> в-третьих, требовалась новая идеология, которая помогала бы утверждению в стране новых отношений — господства и подчинения;
> в-четвертых, монотеизм христианской религии укреплял авторитет княжеской власти, способствовал единению Руси;
> в-пятых, появляющееся социальное неравенство на Руси требовало новой идеологии, которая могла бы оправдать богатство одних и бедность других, утешить людей, попавших в зависимость от феодала, обещая им лучшую жизнь в ином мире.
Вернувшись в 988 г. в Киев с женой Анной, Владимир приказал уничтожить языческих идолов, статую Перуна бросить в воду. Приобщение к новой религии князь начал с крещения киевлян. В Киеве все жители города вошли в реку Днепр, и священники провели обряд крещения. Обращение в христианство населения других русских городов заняло несколько лет. На севере, в Новгороде, язычество было в большой силе, и жители ожесточенно сопротивлялись введению христианства. Воеводы Владимира вынуждены были поджечь пригород и, угрожая оружием, заставили новгородцев креститься в реке Волхов. «Мечом и огнем Русь крещена была», — говорили современники. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове, других землях, особенно в лесных районах. На Руси возникло двоеверие: христиане молились в церкви, имели дома иконы, но одновременно справляли языческие праздники — Масленицу, Ивана Купалу, сохранилась вера в леших, домовых, русалок. Лишь через 200— 300 лет христианство было принято всем народом.
Принятие христианства имело для Руси огромное значение, оказало влияние на экономическую, политическую, духовную и культурную жизнь русского народа:
> во-первых, церковь оказывала значительное воздействие на политическую жизнь, поддерживала усилия князей в борьбе за единство Руси, стояла во главе общерусского патриотического движения (Куликовская битва);
> во-вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси, уравняло ее с остальными европейскими государствами, привело к установлению более тесных связей с соседними христианизированными странами;
> в-третьих, церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а также появлению крупного церковного и монастырского землевладения;
> в-четвертых, принятие христианства способствовало широкому проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка каменных стен, возведение куполов, мозаика были переданы греками русским мастерам. Иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству;
> в-пятых, церковь способствовала распространению на Руси письменности, появлению первых рукописных книг, летописных сводов и философских трактатов, при монастырях открывались школы, библиотеки;
> в-шестых, христианство укрепляло моногамную семью, устраняло ряд жестоких, варварских обычаев: принесение плененных врагов в жертву языческим богам, убийство жен, рабынь, слуг на похоронах мужей и господ, что способствовало увеличению населения.
Вместе с тем церковь оказывала и негативное влияние на русскую жизнь и быт. Она отстаивала интересы господствующего класса, помогала закабалению свободных общинников, чтобы превратить в свою собственность принадлежащие им земли, жестоко преследовала инакомыслие, осуждала все формы протеста угнетенных, прикрывала темные дела отдельных феодалов, регламентировала внутрисемейную жизнь, требовала беспрекословного подчинения жены мужу, а детей — отцу.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение государства у восточных славян. Влияние Востока и Запада.
- Принятие христианства.
- Феодальная раздробленность. Борьба русских княжеств с кочевниками.
- Государство и церковь 10-13 века.
- Александр Невский и события 1240 и 1242 годов.
- Система взаимоотношения между Золотой Ордой и Русью.
- Создание централизованного государства при Иване III и Василии III.
- Россия в XVI веке. Иван Грозный и его политика
- Смутное время. Историческая обстановка в стране.
- Народные восстания в хvii веке
- Самозванство в России хvii веке.
- Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
- Правление первых Романовых
- Внешняя политика России в хvii веке
- Борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными
- Реформы Петра I.
- Оценка реформ Петра I для исторической судьбы России
- Утверждение российского абсолютизма в хviii веке
- Эпоха Дворцовых переворотов.
- Деятельность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
- Внешняя политика России в хviii веке
- Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
- Реформы м.М. Сперанского
- Отечественная война 1812 года
- Движение и восстание декабристов
- Внутренняя и внешняя политика Николая I.
- Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
- Идейные течения и общественное движение 1830-50-х годов: правительственное, либеральное, революционное.
- Буржуазные реформы 1860-х годов: сущность и последствия
- Общественное движение во второй половине хiх века
- Внешняя политика России во второй половине хiх века
- Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже хiх – хх веков.
- Причины и результаты революций в Российской империи начала хх века
- Участие России в первой мировой войне
- Гражданская война: причины, основные действующие силы, итоги
- Основные элементы и хронологические рамки новой экономической политики
- 1921 Г. Март - 1929 г. Осень - хронологические рамки нэпа.
- Ссср на пути формирования социализма 1920 – 1930-х годов
- Предпосылки и результаты второй мировой войны
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Итоги. Цена Победы
- Ссср в послевоенный период. «Холодная» война. Причины, проявления, итоги