Государство и церковь 10-13 века.
Русские князья, начиная со св. Вламира, приглашают церковных иерархов к совместной работе в устроении государства. На княжеских советах и съездах на ряду с князьями принимают участие митрополит и епископы. С другой «стороны, митрополиты нуждались в содействии князей в церковных делах — распространении христианства, устройстве церквей, обеспечении духовенства, в заведении школ и т. п. Таким образом на Руси с самого принятия христианства государственная власть не отделяется ясно от церковной; как и в Византии, на Руси Церковь и государство сливаются в один церковно-государственный организм. Круг деятельности государственной власти с церковной в России, как и в Византии, не разграничивается; но в первое время русские князья не могли получить широкого и сильного влияния в церковных делах, что составляло особенность в сравнении с Византией. У русских церковная власть стояла выше светской, руководила ею. Это объясняется преклонением русских князей и народа пред авторитетом церковной иерархии, которая, являясь учительницей в делах веры, была в то же время представительницей более высокой образованности (культуры), византийской. Русская Церковь того времени имела широкое влияние на князей и на весь строй русского общества. Представители церковной власти — митрополиты и епископы — пользовались широкими правами в области правовых отношений, которые в настоящее время признаются чисто светскими и устраиваются одною светскою властью. Сюда относятся, например, тяжбы о наследстве, тяжбы крестьян, живших на церковных землях и друг. Духовенство принимало широкое участие в законодательной деятельности. Духовенство всегда внушало князьям необходимость укрепления власти великого князя и подчинение ему князей удельных. Русские иерархи старались устранить или ослаблять княжеские усобицы, поддерживали власть великого князя, вносили в политическое сознание князей понятия о законе, о власти правителя, о правосудии и т. д. Слушая вразумления духовных иерархов во время княжеских смут и усобиц, князья, подобные Владимиру Мономаху, плакали и сознавали недостатки удельно-вечевого строя русской жизни. При раздробленности государства Церковь была объединяющим началом, представительницей «всея Руси», носительницей идеи единства народа русского.
Участие князей в церковных делах выражалось, главным образом, в заботах о материальном обеспечении духовенства. Князья предоставляли для содержания митрополита и епископов десятины от своих княжеских доходов и имений, устанавливали различные пошлины, жертвовали недвижимые имения. Митрополит владел несколькими городами с волостями и селами.
Княжескими уставами духовенство освобождается от мирского суда, службы и податей. Князья поддерживают своей властью церковные установления, приводят в исполнение приговоры церковных судов.
Но князья не ограничиваются этим они не останавливаются и пред вмешательством в чисто внутренние дела церкви. Случаи такого вмешательства князей во внутренние дела Церкви были довольно часты. Князья и веча нередко судили и низвергали епископов. Князь Андрей, Боголюбский изгнал из Ростова епископа Нестора за то, что тот не разрешил постов в двунадесятые праздники. Новгородское вече изгнало епископа Арсения, так как на вече было решено, что он — виновник слишком теплой и дождливой осени.
В XIII веке, когда татарский разгром опустошил Киевскую Русь, киевский митрополит переселился из разрушенного Киева во Владимир, а потом в Москву. Перенесение митрополии в Москву приобрело этому городу значение церковной столицы Руси и способствовало возвышению московского князя. С переселением в Москву митрополиты становятся в особенно близкие отношения к московскому князю. Они делаются ближайшими помощниками московских князей в политике расширения пределов их княжества и усиления княжеской власти. Они ездят в Орду хлопотать перед ханом за своих князей, добывают им ярлыки на великое княжение и располагают к ним ханов.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение государства у восточных славян. Влияние Востока и Запада.
- Принятие христианства.
- Феодальная раздробленность. Борьба русских княжеств с кочевниками.
- Государство и церковь 10-13 века.
- Александр Невский и события 1240 и 1242 годов.
- Система взаимоотношения между Золотой Ордой и Русью.
- Создание централизованного государства при Иване III и Василии III.
- Россия в XVI веке. Иван Грозный и его политика
- Смутное время. Историческая обстановка в стране.
- Народные восстания в хvii веке
- Самозванство в России хvii веке.
- Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
- Правление первых Романовых
- Внешняя политика России в хvii веке
- Борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными
- Реформы Петра I.
- Оценка реформ Петра I для исторической судьбы России
- Утверждение российского абсолютизма в хviii веке
- Эпоха Дворцовых переворотов.
- Деятельность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
- Внешняя политика России в хviii веке
- Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
- Реформы м.М. Сперанского
- Отечественная война 1812 года
- Движение и восстание декабристов
- Внутренняя и внешняя политика Николая I.
- Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
- Идейные течения и общественное движение 1830-50-х годов: правительственное, либеральное, революционное.
- Буржуазные реформы 1860-х годов: сущность и последствия
- Общественное движение во второй половине хiх века
- Внешняя политика России во второй половине хiх века
- Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже хiх – хх веков.
- Причины и результаты революций в Российской империи начала хх века
- Участие России в первой мировой войне
- Гражданская война: причины, основные действующие силы, итоги
- Основные элементы и хронологические рамки новой экономической политики
- 1921 Г. Март - 1929 г. Осень - хронологические рамки нэпа.
- Ссср на пути формирования социализма 1920 – 1930-х годов
- Предпосылки и результаты второй мировой войны
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Итоги. Цена Победы
- Ссср в послевоенный период. «Холодная» война. Причины, проявления, итоги