Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
В ХIХ веке в России выделилось две основные группы мыслителей - западники и славянофилы.
Они высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России. Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру. Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую творческую личность, знающую и уважающую свои права.
Славянофилы заняли противоположную позицию. У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституций и хартий. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера.
Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию.
Представителями славянофилов были И.В.Кириевский, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Сарматин, К.А.Аксаков и многие другие. Представителями западников были П.В.Анненков, В.П.Боткин, А.И.Гончаров, И.С.Тургенев, П.А.Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И.Герцен и В.Г.Белинский.
И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.
Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права.
Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет.
Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью. «Искажения» в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который «прорубил окно в Европу» и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны.
Западники в отличии от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю.
В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создавать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способности стать двигателем прогресса, западники считали «образованное меньшинство».
При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. Славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение государства у восточных славян. Влияние Востока и Запада.
- Принятие христианства.
- Феодальная раздробленность. Борьба русских княжеств с кочевниками.
- Государство и церковь 10-13 века.
- Александр Невский и события 1240 и 1242 годов.
- Система взаимоотношения между Золотой Ордой и Русью.
- Создание централизованного государства при Иване III и Василии III.
- Россия в XVI веке. Иван Грозный и его политика
- Смутное время. Историческая обстановка в стране.
- Народные восстания в хvii веке
- Самозванство в России хvii веке.
- Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
- Правление первых Романовых
- Внешняя политика России в хvii веке
- Борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными
- Реформы Петра I.
- Оценка реформ Петра I для исторической судьбы России
- Утверждение российского абсолютизма в хviii веке
- Эпоха Дворцовых переворотов.
- Деятельность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
- Внешняя политика России в хviii веке
- Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
- Реформы м.М. Сперанского
- Отечественная война 1812 года
- Движение и восстание декабристов
- Внутренняя и внешняя политика Николая I.
- Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
- Идейные течения и общественное движение 1830-50-х годов: правительственное, либеральное, революционное.
- Буржуазные реформы 1860-х годов: сущность и последствия
- Общественное движение во второй половине хiх века
- Внешняя политика России во второй половине хiх века
- Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже хiх – хх веков.
- Причины и результаты революций в Российской империи начала хх века
- Участие России в первой мировой войне
- Гражданская война: причины, основные действующие силы, итоги
- Основные элементы и хронологические рамки новой экономической политики
- 1921 Г. Март - 1929 г. Осень - хронологические рамки нэпа.
- Ссср на пути формирования социализма 1920 – 1930-х годов
- Предпосылки и результаты второй мировой войны
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Итоги. Цена Победы
- Ссср в послевоенный период. «Холодная» война. Причины, проявления, итоги