Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но, по молчаливому или по гласному признанию действующего закона, целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны.
По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили.
Наиболее актуальной задачей было признано реформирование административного аппарата. 8 сентября 1802 г. были созданы министерства – новые отраслевые органы управления, заменившие собой коллегии, и Комитет министров – коллегиальный совещательный орган, призванный координировать деятельность министерств. Министры назначались императором. Они единолично принимали решения и несли за них персональную ответственность перед монархом.
В 1809 г. по поручению императора М.М.Сперанский подготовил проект широкомасштабных государственных преобразований. Предлагалось реформировать государственный механизм исходя из принципа разделения властей. В частности проект предусматривал создание новых органов власти – Государственной думы и Государственного совета. Из всего комплекса планируемых мероприятий Александр I решился только реализовать идею создания Государственного совета. Совет стал высшим законосовещательным учреждением. Он ни в коей мере не ограничивал власть монарха, а призван был обеспечить повышение качества законотворческого процесса и привидение всей правовой системы к единообразию.
Во второй период своего царствования (1815–1825), Александр I , как уже отмечалось выше, стал проводить более консервативный курс, но все же не до конца отказался от своих конституционных идей. В 1818–1819 гг. по поручению императора группой высокопоставленных чиновников во главе с Н.Н. Новосильцевым был разработан проект российской конституции – «Государственная уставная грамота Российской империи». Проект был представлен государю и одобрен им, однако, так и не был реализован.
Таким образом, реформы Александра I не изменили абсолютистского характера российского государства. Реформы инициировались «сверху», самим самодержцем, и при всей сложности и противоречивости личности Александра I трудно усомниться в искренности его стремления осуществить в России либеральные реформы. Главная причина неудач заключается в отсутствии широкой общественной поддержки. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Возникновение государства у восточных славян. Влияние Востока и Запада.
- Принятие христианства.
- Феодальная раздробленность. Борьба русских княжеств с кочевниками.
- Государство и церковь 10-13 века.
- Александр Невский и события 1240 и 1242 годов.
- Система взаимоотношения между Золотой Ордой и Русью.
- Создание централизованного государства при Иване III и Василии III.
- Россия в XVI веке. Иван Грозный и его политика
- Смутное время. Историческая обстановка в стране.
- Народные восстания в хvii веке
- Самозванство в России хvii веке.
- Взаимоотношение церкви и государства в хvii веке.
- Правление первых Романовых
- Внешняя политика России в хvii веке
- Борьба за власть между Милославскими и Нарышкиными
- Реформы Петра I.
- Оценка реформ Петра I для исторической судьбы России
- Утверждение российского абсолютизма в хviii веке
- Эпоха Дворцовых переворотов.
- Деятельность Екатерины II. Политика «просвещённого абсолютизма».
- Внешняя политика России в хviii веке
- Непоследовательность и противоречивость реформ Александра I
- Реформы м.М. Сперанского
- Отечественная война 1812 года
- Движение и восстание декабристов
- Внутренняя и внешняя политика Николая I.
- Западники и славянофилы: сходство и принципиальные различия позиций
- Идейные течения и общественное движение 1830-50-х годов: правительственное, либеральное, революционное.
- Буржуазные реформы 1860-х годов: сущность и последствия
- Общественное движение во второй половине хiх века
- Внешняя политика России во второй половине хiх века
- Социально-экономические и политические противоречия в Российской империи на рубеже хiх – хх веков.
- Причины и результаты революций в Российской империи начала хх века
- Участие России в первой мировой войне
- Гражданская война: причины, основные действующие силы, итоги
- Основные элементы и хронологические рамки новой экономической политики
- 1921 Г. Март - 1929 г. Осень - хронологические рамки нэпа.
- Ссср на пути формирования социализма 1920 – 1930-х годов
- Предпосылки и результаты второй мировой войны
- Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов. Итоги. Цена Победы
- Ссср в послевоенный период. «Холодная» война. Причины, проявления, итоги