53)Особенности психологии воинского коллектива.
Воинский коллектив – это разновидность коллектива. Он представляет собой ту общественно-идейную психологическую среду, в которой живет личный состав, формируется духовный облик и мастерство воинов. Состав воинского коллектива постоянно меняется. Командир сталкивается с серьезными социально-психологическими проблемами, которые он не в состоянии решить без учета психологии воинских групп и коллективов. Наука ставит проблемы, намечает пути их решения, не только применительно к воинскому коллективу, что же касается психологии отдельных групп военнослужащих, то разработок таких почти нет, хотя группа чаще всего наиболее сильно воздействует на личность воина.
Воинский коллектив отличается от других видов коллективов целями, перед ним стоящими, задачами вооруженной защиты Отечества. Коллектив подразделения является действительно воинским, если все его члены глубоко осознают его задачи и назначения. Понимание целей и задач воинской службы закладывается у будущих воинов в школе и прежде всего на уроках допризывной подготовки юношей.
Воинский коллектив отличается тем, что с перечисленными признаками, уже известными связями, создающими прочный психологический потенциал, в нем появляется целый ряд других идеологических и нравственно-психологических сил. То духовное, нравственное, деловое начало, содержание внутреннего мира каждого, которое их объединяет, связывает, «притягивает» друг к другу складывается из следующих моментов:
- классовой принадлежности – самой сильной чертой облика человека и основой его сознания;
- социальной определенности – социальная определенность, классовое самосознание – главный психологический заряд, который есть людей. Развитие классового самосознания является важнейшей воспитательной задачей, которая решается в ходе подготовки молодежи к военной службе;
- общности идейных устремлений, убеждений. Чем больше и глубже овладевают люди научным мировоззрением, тем большие силы развиваются в группе, сплачивающие ее в коллектив. Отсюда ясна роль мировоззренческой подготовки будущих воинов;
- общность нравственных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении;
- совместной деятельности, имеющей общественное значение;
- наличия у всех членов коллектива воинского мастерства или стремления к его приобретению. Потому так важно вооружение учащихся начальными военными знаниями и навыками.
Важное значение в структуре психологического климата коллектива и в деле его сплочения имеют традиции. Каждый воин, вступив в воинский коллектив, становится наследником и продолжателем его традиций. Традиции по своему содержанию, сфере появления и принадлежности бывают самые разнообразные, но их мобилизующее и воспитывающее влияния всегда огромны. Активное использование традиций в воспитательном процессе способствует росту идейной зрелости личного состава, его боевого мастерства, укреплению военной дисциплины, сплочению коллектива, предупреждению зарождения отрицательных явлений.
Взаимоотношения между людьми являются показателем их сплоченности, во-первых, потому что в них зафиксирован характер объективных, социально обусловленных межличностных связей.
В структуре взаимоотношений обычно выделяют несколько сфер: служебные, общественно-политические, межличностные, отношения.
Служебно – и общественно-политические отношения – основа взаимодействия личного состава при исполнении служебных обязанностей. Эти взаимоотношения закреплены в организационной структуре любого военного коллектива, в общевоинских уставах, наставлениях. Они выступают предписанными правилами и нормами поведения, побуждающими воина к волевой мобилизации, самоконтролю в действиях, самоприказу, предъявлению требований к самому себе.
Межличностные психологические отношения (дружба и неприязнь, симпатия и антипатия и т.п.) складываются в основном стихийно, они не оформлены организационно, менее зримы, чем служебные. Эти обстоятельства являются не редко причиной недооценки их значимости. На самом деле межличностные психологические отношения играют существенную роль в жизни коллектива и требуют самого пристального внимания и постоянного изучения.
В практике встречаются и другая классификация взаимоотношений: нормативно-волевые, познавательные и эмоциональные.
- Нормативно-волевые взаимоотношения строятся на основе требований законов и уставов
- Познавательные связанны с процессом, относящимся к служебной деятельности. Так создаются кружки любителей техники, книголюбов, изучение путей части, ее традиций.
- Эмоциональные отношения возникают на почве определенных чувств: оптимизма, признательности, удовлетворенности или напротив пессимизма, обиды, подавленности.
В подразделении типичным являются уставные взаимоотношения между воинами, соответствующие морали, проникнутые духом воинского товарищества и дружбы.
Особо следует выделить такой вид взаимоотношений в воинском коллективе, как авторитет, т.е. психологическое влияние одного человека или группы лиц на других людей.
В числе социально психологических явлений, управление которыми служит сплочению коллектива, можно назвать такие как расстановка людей, их перемещение, движение информации, совместная деятельность, руководство кадрами.
- Расстановка кадров осуществляется прежде на принципиальной основе. Создание прочного ядра в коллективе является важнейшим условием правильной расстановки военнослужащих. Нужно учитывать при подборе людей и некоторые социально психологические факторы: соотношение возраста, образовательного уровня, жизненного опыта и т.д.
- Другим важным инструментом воспитательного воздействия на воинов является движение информации – источника духовного климата в коллективе. Целям воспитания воинов служат достоверная содержательная, непрерывная и авторитетная информация идущая по официальному каналу.
- Перемещение личного состава подразделения так же влияет на сплоченность, психологический климат коллектива. Полное отсутствие передвижений и перемещений людей в коллективе может привести к появлению признаков изоляции и застоя, чрезмерная чистота перемещений к нарушению стабильности, психологической неустойчивости, снижение сил сцепления и взаимного влияния.
Сильнейшим фактором, обеспечивающим сплочение коллектива и поддержание его здорового психологического климата является практическая совместная деятельность, в том числе служба, боевая учеба воинов, когда она мотивирована, организована, результативна.
- 1)Основные направления развития средств вооруженной борьбы.
- Суть преобразований будет заключаться в следующем:
- 2)Военная Доктрина рф. Ее сущность и основные положения.
- 3)Главные цели военной политики рф.
- 4)Основные задачи военно-экономического обеспечения военной безопасности.
- 6)Особенности отношений рф с нато.
- 7)Содержание федерального закона об обороне.
- 8)Назначение и структура вс рф.
- 9)Управление Вооруженными силами рф.
- 10)История развития инженерных войск. Инженерные мероприятия в боевых действиях армий Древней Греции, Рима и Карфагена
- Военно-инженерные мероприятия в войнах восточных славян (V—XI вв.)
- Военно-инженерные мероприятия в войнах периода
- Создание и развитие инженерных формирований в России
- Инженерные войска в русско-японской войне (1904—1905 гг.)
- 11) Инженерные войска в Великой Отечественной войне
- 12)Современные проблемы вооруженных Сил и пути их решения
- 13)Создание Красной Армии.
- 14)Военная реформа 60-х годов.
- 15)Основные направления проведения реформы в вс рф на современном этапе.
- 16)Содержание Федерального Закона о днях воинской славы России.
- 17)23 Февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год); День защитников Отечества
- 19) 2 Февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
- 21)27 Января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)
- 23)Содержание федерального закона о статусе военнослужащего.
- 24)Содержание федерального закона о воинской обязанности и военной службе.
- 26)Конституционные права воеенослужащих.
- 27)Социальная защита военнослужащих.
- Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
- 28) Классификация льгот офицерам и членам их семей
- Жилищные льготы
- Льготы в области образования.
- Льготы по труду и отдыху
- 29)Что включает в себя прохождение военной службы?
- 30) Контракт о прохождении военной службы (Статья 32 фз-53)
- Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. (Статья 38 фз-53)
- 31) Воинские должности, порядок назначения и освобождения от воинских должностей. (Статья 42 фз-53).
- Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей (Статья 43 фз-53).
- 32)Составы военнослужащих и воинские звания, порядок их присвоения. (Статья 46 фз-53)
- Присвоение воинских званий (Статья 47 фз-53)
- 33)Увольнение с военной службы ( из Статьи 51 фз-53)
- 34)Основные принципы международного права.
- 35)Международное гуманитарное право и его источники.
- 36)Общие принципы международного гуманитарного права.
- 37)Принципы международного гуманитарного права, обеспечивающие защиту прав участников вооруженного конфликта.
- 38)Содержание конвенции о защите жертв войск от 12 августа1949 года.
- 39)Деление участников вооруженных конфликтов.
- 41)Военное образование в период реформ Петра 1.
- 42)Вклад в воинское воспитание генералов: Румянцева и Потемкина.
- 43)Взгляды Суворова на обучение и воспитание воинов.
- 44)Взгляды Кутузова на обучение и воспитание воинов.
- 45)Основные закономерности и принципы системы воспитания.
- 46) Содержание системы воспитания.
- 47) Цели воспитательной работы:
- Мероприятия воспитательной работы:
- 49)Методы воспитания военнослужащих.
- 50)Планирование воспитательной работы.
- 51)Личность, ее характеристики и факторы, влияющие на формирование личности военнослужащего.
- 52)Темперамент, психологическая характеристика темпераментов.
- Психологическая характеристика темпераментов
- 53)Особенности психологии воинского коллектива.
- 54) Методы изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
- 1. Анализ документов
- 2. Индивидуальная беседа
- 3.Наблюдение
- 4.Метод экспертного опроса.
- 5.Психологическое тестирование.
- 55)Индивидуальная воспитательная работа с военнослужащими.
- Воспитательная работа с контрактниками.
- 56)Морально-психологическая работа в боевой обстановке.
- 57)Основные цели морально-психологической работы.
- 59)Огп, ее цели и задачи.
- 60)Организация огп в воинской части и подразделении.
- 61) Порядок организации и проведения занятий.