3. Политический кризис августа 1991 г.
В результате противостояния центра и республик в течение 1990-1991 гг.
- нарастала дестабилизация политического положения,
- разрушалось единое экономическое пространство страны, поскольку каждая из республик закрывала свой потребительский рынок и пыталась самостоятельно сформировать программу выхода из экономического кризиса (например, в РСФСР была принята Программа "500 дней" Г.А.Явлинского в противовес программам союзного правительства)
разрушалось единое правовое пространство в результате того, что принимаемые союзными и автономными республиками нормативно-правовые акты вступали в противоречие с законами СССР и подзаконными актами союзных органов (это состояние характеризовалось публицистикой как "война законов")
В августе 1991 г. накануне назначенного срока подписания нового союзного договора, подготовленного на основе Ново-Огаревских соглашений, часть членов политического руководства СССР предприняли попытку изменить развитие событий.
В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. в Москву стали вводиться войска и бронетехника. Утром 19 августа в средствах массовой информации появились сообщения о том, что якобы в связи «с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым М.С. обязанностей Президента СССР на основании статьи 127/7 Конституции СССР к временному исполнению обязанностей Президента СССР приступил вице-президент Г.И. Янаев». М.С.Горбачев в это время находился в отпуске в Крыму. И как сам он рассказал впоследствии, был блокирован в своей резиденции «Форос».
Далее говорилось об образовании нового временного высшего органа власти в стране — Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе первого заместителя Председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова, председателя КГБ СССР В.А. Крючкова, премьер-министра СССР B.C. Павлова, министра внутренних дел СССР Б.К. Пуго, председателя Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцева, президента Ассоциации государственных предприятий СССР А.И. Тизякова, министра обороны СССР Д.Т. Язова и исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева. Фактическую поддержку ГКЧП оказал председатель Верховного Совета СССР А Лукьянов.
Создание ГКЧП с юридической точки зрения оправдывалось принятым в апреле 1990 г. Законом СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения», в котором предусматривалась возможность введения чрезвычайного положения «с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка» (ст.1). Однако, данный закон предусматривал возможность введения чрезвычайного положения только решением Верховного Совета СССР, но не каким-либо специально созданным чрезвычайным органом.
В опубликованном Постановлении № 1 ГКЧП СССР констатировалось, что страна оказалась в крайне тяжелой кризисной ситуации, возникла непосредственная угроза ее целостности. В постановлении ГКЧП были определены меры по выходу из кризиса:
- объявлялось о восстановлении на всей территории СССР принципа верховенства Конституции СССР и законов СССР над Конституциями и законами союзных республик.
- расформировывались все структуры власти в республиках, «действующие вопреки Конституции СССР»
- в отдельных местностях СССР (их перечень конкретно не указывался) вводился режим чрезвычайного положения. При этом приостанавливалась деятельность политических партий и общественных организаций, которые стали бы препятствовать «нормализации обстановки в стране»
- вводился запрет на забастовки, на проведение митингов, демонстраций и всех других общественно-политических массовых мероприятий.
- предусматривались первоочередные хозяйственные и социальные мероприятия (снижение цен на отдельные товары, упорядочение заработной платы, экстренные меры по уборке урожая и др.)
В дополнение к этому постановлению ГКЧП было опубликовано заявление председателя президиума Верховного Совета СССР А.Лукьянова с призывом пересмотреть содержание подготовленного проекта союзного договора с тем, чтобы обеспечить новым союзным договором сохранение СССР как единого политического, правового и экономического пространства, единой финансово-банковской системы.
Москва стала единственным городом в стране, в котором в соответствии с Указом исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева от 19 августа 1991 г. официально было введено чрезвычайное положение.
Но фактически чрезвычайное положение в той или иной степени было введено во всей стране.
В принятом Постановлении №2 ГКЧП СССР приостанавливалось издание центральных, а также московских городских и областных газет. В стране был разрешен выход только девяти газет, издававшихся центральными партийными и советскими органами («Правды», «Известий» и некоторых других). Возобновление выпуска всех остальных печатных органов допускалось только после специального разрешения, которое каждое из изданий должно было получать в отдельности. В каких органах следовало получать такое разрешение - не уточнялось. Был введен контроль над электронными СМИ – радио и телевидением. По существу, вводилась цензура всех средств массовой информации.
Партийное руководство многих республик, краев и областей, главы многих советов разных уровней и местных администраций заявили о полной поддержке ГКЧП.
В то же время часть руководителей республик выступили с решительным осуждением ГКЧП и всех его действий. Наиболее активно в этом плане действовали руководители РСФСР, республик Прибалтики, Молдавии, Азербайджана и Грузии. Заявления, направленные против ГКЧП, сделали главы администраций многих крупных городов - Москвы, Ленинграда, Свердловска, Воронежа и ряда др. Но подавляющее большинство глав республиканских и региональных властных структур - лидеры Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана и среднеазиатских республик, руководители советов подавляющего большинства областей и краев РСФСР - уклонились от прямых оценок происходившего и заняли выжидательную позицию.
Главные события происходили в Москве. Уже 19 августа 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов и глава правительства РСФСР И.С.Силаев подписали обращение к «Гражданам России», в котором
- охарактеризовали ГКЧП как незаконный орган, а его действия как антиконституционный переворот,
- выдвинули требование срочного созыва внеочередного чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР,
- призвали население к организации всеобщей бессрочной политической забастовки и использованию других форм гражданского неповиновения.
Указом Президента РСФСР деятельность ГКЧП СССР признавалась незаконной, все его приказы и распоряжения на территории Российской Федерации не подлежали исполнению.
Другим указом российского президента все органы исполнительной власти Союза ССР на территории РСФСР, в том числе и все «силовые» министерства, спецслужбы, другие союзные государственные структуры, были переподчинены непосредственно Президенту РСФСР.
В подписанном Б.Н. Ельциным обращении к солдатам и офицерам содержался призыв не участвовать в перевороте и выражалась уверенность в том, что они не пойдут против народа.
Активные действия разворачивались только в Москве. На улицах столицы находились многочисленные войска и военная техника. Возле Дома Советов на Краснопресненской набережной и у здания московской мэрии шли многолюдные митинги протеста против ГКЧП, манифестанты пытались возводить уличные баррикады.
Однако ни одна из противоборствующих сторон каких-либо активных и решительных действий не предпринимала, но в некоторых районах произошли вооруженные инциденты: 19 августа возле гостиницы «Мир» неизвестные лица вели стрельбу, 20 августа на Садовом кольце группа молодых людей предприняла попытку заблокировать выходившую из подземного туннеля колонну боевых машин десанта и под гусеницами одной из блокированных и закрутившейся на месте БМД погибли три молодых человека. Это были единственные человеческие жертвы в ходе августовских событий.
Совершенно очевидно, что действия ГКЧП не имели общественной поддержки.
Противостояние в Москве продолжалось недолго. Рано утром 21 августа войска стали покидать город. В тот же день часть членов ГКЧП вылетела в Крым «Форос» к Горбачеву. Чуть позже туда же прилетели вице-президент РСФСР А.В. Руцкой и глава российского правительства И.С. Силаев в сопровождении группы курсантов пожарного училища МВД. К вечеру 21 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы, ночью Горбачев возвратился в Москву. Августовские политические события завершились.
Характеризуя данные события августа 1991 г., необходимо отметить, что многие их стороны и в настоящее время не могут получить объективной оценки, т.к. многие факты вызывают вопросы и нуждаются в уточнении.
Неясно, например, как о предстоящем образовании ГКЧП и вводе войск в столицу заранее стало известно не только руководству РСФСР, но и достаточно широкому кругу политических и общественных деятелей, даже журналистам некоторых западных телекомпаний. Непонятно, почему члены ГКЧП не предпринимали никаких активных действий. Например, в Доме Советов, где находилось руководство РСФСР, оппозиционное ГКЧП, даже не была отключена телефонная и факсимильная связь и все обращения, постановления и указы российских лидеров тут же беспрепятственно передавались по всей стране. Не ясны намерения ГКЧП в отношении Президента СССР. Не выясненной до конца остается роль в этих событиях и самого Президента СССР М.С. Горбачева.
Однако, совершенно ясно, что политический кризис августа 1991 г. стал рубежом политики перестройки, завершившим этот сложный и противоречивый процесс, содержанием которого была попытка модернизации и обновления советской государственно-политической и правовой системы в рамках сохранения социалистической перспективы развития страны.
Результатом политических событий августа 1991 г. было следующее:
- были скомпрометированы все органы союзной власти - Президент, Верховный Совет, правительство СССР, армия и силовые структуры
- укрепилось положение и резко усилилось политическое влияние руководства РСФСР, к нему фактически перешла полнота власти в стране
- произошло дистанцирование республик от происходящего в Москве и тем был ускорен процесс распада СССР.
- Ростовский филиал Кафедра теории и истории государства и права
- Государство и право в условиях кризиса советской модели социализма (1985 - 1991 гг.).
- 2. Изменения в советской государственно-правовой системе
- 5. Реформирование судебной системы в условиях
- 1. Предпосылки перехода к политике «перестройки».
- 2.1 Демократизация советской государственно-политической системы (1985 – 1989 гг.)
- 2.2. Эволюция и деформация советской государственно-политической и правовой системы (1990-1991 гг.)
- - Забастовочное движение с политическими требованиями.
- Закон об учреждении поста президента ссср и внесении изменений и дополнений в конституцию (основной закон) ссср
- Подготовка нового союзного договора. Вопрос о форме государственного единства стал в 1989-1990 гг. В процессе реформирования государства важнейшим для судьбы страны.
- Закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из ссср
- 1. Составьте представление о предусмотренной Законом поэтапной процедуре выхода союзной республики из состава ссср.
- Закон о собственности на территории рсфср
- Закон об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза сср
- 3. Политический кризис августа 1991 г.
- 4. Распад ссср.
- 5. Реформирование судебной системы в условиях перестройки.
- 6. Изменения в праве в период «перестройки».
- 6.1. Источники и особенности права.
- 6.2. Изменения в конституционном праве
- 6.3. Создание правовых основ для развития рыночной экономики
- 1) Укрепление прав хозяйствующих субъектов.
- Закон об индивидуальной трудовой деятельности
- Закон Об общих началах предпринимательства граждан в ссср
- Закон о государственном предприятии (объединении)
- Закон о предприятиях в ссср
- 2). Укрепление правовых основ существования и развития различных форм собственности
- Закон о собственности в ссср
- Раздел I. Общие положения
- Закон о собственности в рсфср
- Раздел I. Общие положения
- Раздел II. Право частной собственности
- Глава 1. Право собственности гражданина
- Раздел III. Право собственности общественных объединений (организаций)
- 3). Развитие правовой основы различных видов договоров.
- 6.4. Изменения в трудовом праве и праве социального обеспечения.
- 6.5. Уголовное право.
- Основы уголовного законодательства союза сср и республик
- Список литературы.