logo
Учебное пособие - 85-91

6.4. Изменения в трудовом праве и праве социального обеспечения.

Общими направлениями изменений в трудовом праве были следующие.

Значительное расширение прав трудовых коллективов было, с одной стороны, теснейшим образом связано с общим курсом на демократизацию жизни страны, с другой стороны – было мотивировано установкой на активизацию «человеческого фактора» для подъема экономики.

В Законах «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г. и «О предприятиях в СССР» 1990 г. было предусмотрено значительное повышение роли трудового коллектива в управлении экономической деятельностью и социальной жизнью. Органами трудового коллектива являлись Собрание и Совет, с которыми администрация должна была согласовывать свои решения.

Предусматривалась возможность выборности руководителей предприятий, расширялась практика замещения должностей на конкурсной основе. Были расширены права профсоюзных организаций: в частности, было запрещено расторжение трудового соглашения с работником по инициативе администрации без согласия профсоюзного органа. Все эти меры должны были содействовать развитию самоуправления трудового коллектива, повышению активности и ответственности трудящихся.

Другим направлением законодательства стало создание правовой основы для преодоления конфликтов, возникающих в сфере производства. Забастовки 1989 г. сделали это чрезвычайно актуальным вопросом.

В 1989 г. был Закон СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». Закон регулировал порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам применения действующего законодательства о труде, заключения и исполнения условий коллективных договоров и соглашений между трудовыми коллективами (коллективами подразделений) и администрацией предприятия или учреждения. В Законе определялся порядок выдвижения требований трудового коллектива к администрации, устанавливалась возможность рассмотрения спорного вопроса в трудовом арбитраже (органе, созданном сторонами трудового спора) или в арбитражном суде. В законе было зафиксировано право коллектива на забастовку, которая определялась как «крайняя мера разрешения коллективного трудового спора (конфликта)» (ст.7), устанавливались общие правила проведения забастовки. Признавались незаконными и не допускались забастовки по мотивам, связанным с выдвижением требований о насильственных свержении и изменении советского государственного и общественного строя или требований, влекущих нарушения национального и расового равноправия, а также нарушающие правила, установленные данным законом (ст.12). Законность или незаконность забастовки определялась судом.

Ряд изменений трудового права был связан со стремлением государства предоставить трудящимся дополнительные социальные гарантии и тем улучшить материальное положение трудящихся. В 1987-1990 гг. стала разрешена работа по совместительству без прежних ограничений. Был увеличен отпуск по беременности и родам, повышался размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, устанавливалась возможность использовать отпуска по уходу за ребенком не только матерью, но и отцом.

В 1990 г. была установлена особая форма трудового договора – контракт, в котором могли быть индивидуально определены условия труда для каждого работника.

В связи с экономическим кризисом и реорганизациями предприятий актуальным стал вопрос высвобождения работников (безработицы). Проблема состояла не только в преодолении негативных последствий скрытой (латентной) безработицы, но, прежде всего, в том, что безработица становилась явным, масштабным и поэтому особенно социально опасным явлением. Впервые за многие десятилетия советской истории встала задача создания правовой основы для сокращения и преодоления безработицы.

15 января 1991 г. были приняты «Основы законодательства Союза ССР и республик о занятости населения». Данный акт интегрировал новые положения трудового права, сформировавшиеся в период «перестройки». В нем определялись «правовые, экономические и организационные основы занятости населения в условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности, а также гарантии со стороны государства в реализации права граждан на труд».

Следует обратить внимание на то, что в «Основах...» устанавливались права граждан в распоряжении «своими способностями к производительному и творческому труду» и осуществлении любой не запрещенной законодательством деятельности. Устанавливалось, что «административное принуждение к труду в какой-либо форме не допускается» (за исключением случаев, связанным с чрезвычайными обстоятельствами и предусмотренными законодательством Союза ССР и республик).

Были определены общие принципы государственной политики в области занятости населения:

- обеспечение равных возможностей всем гражданам СССР независимо от расы, пола, отношения к религии, возраста, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд и свободный выбор занятости;

- поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду, обеспечивающему трудящимся достойные условия занятости, труда и жизни;

- добровольность труда

- активное содействие занятости и предотвращение безработицы;

- обеспечение социальной защиты в области занятости,

Государство гарантировало гражданам СССР:

а) бесплатную общеобразовательную и профессиональную подготовку, а также переподготовку.

б) свободу выбора рода занятий и работы;

в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве

г) защиту от любых форм дискриминации и обеспечение всем трудящимся равенства возможностей в получении профессии и работы,

Обеспечивались также дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

Закреплялись:

- право граждан на трудоустройство,

- право на профессиональную консультацию, подготовку, переподготовку и получение информации

- право граждан на профессиональную деятельность за границей

- право граждан на социальную поддержку в сфере труда.

С целью содействия занятости населения предусматривалась разработка государственных программ занятости, которые предусматривали развитие рабочих мест, повышение квалификации и переподготовку кадров. Особое внимание уделялось содействию занятости населения, проживающего в сельской местности, и занятости лиц, нуждающихся в социальной защите. Для реализации государственных программ создавалась Государственная служба занятости. Предусматривалось повысить роль профсоюзов в содействии занятости. Планировалась организация общественных работ.

Статья 2 «Основ...» определяла статус безработных граждан. Указывалось, что «в случае невозможности предоставления подходящей работы безработному может быть предложено пройти профессиональную подготовку или переподготовку, повысить свою квалификацию». Устанавливались социальные гарантии при потере работы (выплаты, пособия).

В целом трудовое законодательство было направлено на то, чтобы смягчить негативные социальные последствия кризиса административно-командной экономики и перехода к рынку.