logo
Учебное пособие - 85-91

5. Реформирование судебной системы в условиях перестройки.

Реформирование правоохранительных органов, и в том числе судебной системы, было необходимой и актуальной задачей. Значительное внимание к вопросам судоустройства было на данном этапе связано с концепцией перехода от советской государственной модели к государственному устройству, основанному на принципе разделения властей и в связи с этим – со стремлением сформировать полноценную судебную власть.

С 1 декабря 1989 г. действовали «Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве». Данный нормативный акт определил принципы деятельности суда, основы организационного строения судебной системы.

Но, как и другие органы государства, правоохранительные органы, и судебная система в том числе, в период перестройки испытали все негативные последствия политического противостояния союзного центра и республик, «войны законов». Это создавало дополнительные трудности в процессе преобразований.

Особенностью данного этапа истории судебных органов стало то, что их реформирование на территории РСФСР существенно опережало общесоюзный уровень.

Основными направлениями реформирования судебной системы являлись следующие:

1) Создано новое звено судебной системы – арбитражные суды.

Для решения хозяйственных споров в декабре 1990 г. был создан Высший арбитражный суд СССР. Он заменил собой ранее существовавший Государственный арбитраж, который судом не являлся.

В 1991 г. была создана система арбитражных судов России и были упразднены арбитражи и аналогичные им ведомственные органы. В РСФСР система арбитражных судов включала следующие органы:

- Высший арбитражный суд РСФСР

- арбитражные суды республик в составе РСФСР

- краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов.

В процессе создания арбитражных судов России была расширена подсудность: если раньше арбитражный суд решал споры только между государственными предприятиями, учреждениями и организациями, то теперь сторонами в арбитражном суде могли выступать как физические, так и юридические лица, независимо от форм собственности.

2) В декабре 1988 г. в ходе реформы судебной системы в СССР была создана структура, похожая на конституционный суд – Комитет конституционного надзора.

В 1991 г. России был создан высший орган конституционного контроля – Конституционный суд РСФСР.

Члены КС РСФСР избирались съездом народных депутатов. Срок их полномочий не ограничивался.

В компетенции Конституционного суда было рассмотрение конституционности международных договоров, отдельных нормативных актов, правоприменительной практики, заключения по отдельным вопросам. Но специальной оговоркой было установлено, что КС не мог рассматривать политические вопросы.

3) В соответствии с реформой 1988 г. Был изменен порядок избрания судей: судьи районных и городских судов избирались теперь не гражданами своих территорий, а вышестоящими (для районных и городских) или (от областей до Верховного Суда СССР) соответствующими Советами народных депутатов.

Срок полномочий судей был увеличен с 5 до 10 лет, срок полномочий народных заседателей - с 2,5 до 5 лет.