logo
Учебное пособие - 85-91

4. Распад ссср.

Сразу же после августовских политических событий последовали заявления высшего политического руководства ряда союзных республик об их полной независимости и государствен­ном суверенитете. В 20-х числах августа 1991 г. постановления об этом приняли высшие представительные органы власти Эстонии и Латвии. 24 августа аналогичное постановление утвердил Верхов­ный Совет Украины. На следующий день о независимости респуб­лики объявил Верховный Совет Белоруссии. Вско­ре аналогичные решения утвердили парламенты Молдавии, Азер­байджана, Узбекистана и Киргизии. Продолжал стремительно падать политический авторитет высших ор­ганов власти Союза ССР. Происходило окончательное перерас­пределение реальных властных полномочий от союзного центра респуб­ликам.

Особенно активную деятельность по укреплению своих позиций осуществляло руководство РСФСР.

Уже 22 августа 1991 г. вышел Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», в соответствии с которым все предприятия, органи­зации, хозяйственные, управленческие и иные экономические структуры союзного уровня, находившиеся на территории РСФСР, переходили в полное ведение российских органов власти и управления. Этим решением фактически было ликвидировано единое экономическое пространство СССР.

Финансирование всех союз­ных министерств и ведомств, кроме министерств обороны, атом­ной промышленности и путей сообщения, из российского бюджета было прекращено. Более того, российские республиканские госу­дарственные органы, министерства, комитеты, ведомства стали напрямую открыто устанавливать контроль и подчинять себе соот­ветствующие союзные структуры. В результате подавляющее большинство органов управления СССР оказалось в фактическом ведении РСФСР. Среди них были и такие ключевые ведомства, как Министерство финансов СССР, Государственный Банк СССР и многие др. Предпринимались активные попытки по подчинению союзных министерств обороны и иностранных дел, Комитета госу­дарственной безопасности СССР.

24 августа Председатель Совета Министров РСФСР И.С.Силаев, по формальному согласованию с М.С.Горбачевым, стал главой вновь образованного Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР (вместо прежнего Кабинета Министров - Прави­тельства СССР).

Одновременно реальные властные полномочий концентрировались в руках у Президента РСФСР, что проявлялось в сфере законодательства, в управлении учреждениями и ведомствами, местными органами власти.

Стремясь построить собственную властную вертикаль, Б.Н. Ельцин попытался ввести в РСФСР новый институт - назначаемых по решению Президента местных префектов.

На словах заявляя о необходимости подписания нового Союзного договора, лидеры республик на деле стремились к полной самостоятельности и независимости.

Было ясно, что органы союзного государства - Съезд народных депутатов СССР и Верхов­ный Совет СССР - в новых политических условиях не могут сохраниться в прежнем виде, что необходимо существенное реформирование всех органов государственной власти и управления.

В конце августа 1991 г. начал свою работу вне­очередной, V Съезд народных депутатов СССР. 2 сентября перед его участниками с политическим заявлением от имени Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик выступил казахстанский лидер Н.А. Назарбаев. В Заявлении говорилось о необходимости подписания нового Союзного договора, о разработке и принятии новой союзной Конституции. В качестве неотложных шагов по сохранению единства государства предлагались следующие изменения в системе высших органов власти Союза ССР:

-образовать новый вы­сший орган в стране — Государственный Совет Союза ССР, в ко­торый должны были войти Президент СССР и руководители союз­ных республик.

-создать Совет представи­телей народных депутатов союзных республик

-создать Межреспубли­канский экономический комитет для координации и согласования всей хозяйственной деятельности республик.

Подавляющее большинство делега­тов V Съезда народных депутатов СССР согласились со всеми эти­ми предложениями. Была внесена только одна поправка: вместо предполагавшегося Совета представителей народных депутатов союзных республик образовывался новый однопалатный Верхов­ный Совет СССР. Его единственная палата — Совет Республик — формировалась из представителей всех республик, выразивших согласие подписать новый Союзный договор.

Съезд утвердил по­становление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», которое юридически оформляло все предложенные и одобренные депута­тами изменения высших союзных властных структур.

5 сентяб­ря съезд принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

Ознакомьтесь с текстом Закона «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» (Хрестоматия... – С.556-558).

Выполните задание:

Составьте схему, отражающую систему органов Власти СССР в соответствии с данным Законом.

В соответствии с Законом полномо­чия высшего органа власти в стране передавались от Съезда народных депутатов СССР Государственному Совету Союза ССР и новому Верховному Совету СССР.

После принятия данного решения съезд народных депутатов СССР фактически самораспустился.

Таким образом, высшими органами государства на новом этапе стали:

- Государственный Совет Союза ССР

- Президент СССР

- Верховный Совет СССР.

Компетенция, полномочия и порядок взаимодействия новых высших органов государства не были определены достаточно ясно и полно. По замыслу законодателей данный проект должен был впоследствии получить развитие в новой Конституции СССР.

9 сентября 1991 г. в Москве начал свою работу вновь образо­ванный высший властный орган страны — Государственный Совет Союза ССР. На первом же заседании Госсо2ета, в нарушение фор­мально действовавшего закона о порядке выхода из СССР, был официально признан полный суверенитет Литвы, Латвии и Эсто­нии и их выход из состава Советского Союза. После этого вся дальнейшая дея­тельность Госсовета свелась, по сути дела, к консультациям и раз­личным согласованиям.

Начал деятельность Межреспубли­канский экономический комитет (МЭК), возглавлявшийся И.С.Силаевым. В рамках работы этого Комитета непосредствен­ное участие в разработке договора об экономическом сообществе приняли делегации от союзного центра и восьми республик. В ка­честве наблюдателей своих представителей прислали Азербай­джан и республики Прибалтики. Однозначно отказались участво­вать в деятельности МЭК только Грузия и Молдавия.

1 октября в Алма-Ате состоялась встреча высших должностных лиц тринадца­ти республик (кроме Грузии и Молдавии). В ходе встречи обсуж­дался проект «Договора об экономическом сооб­ществе» и комплекс мероприятий, связанных с его практической реализацией. Хотя во время дискуссий по данному проекту выяви­лись различия в подходах представителей некоторых республик, в целом он был одобрен и даже парафирован. Однако спустя всего несколько дней ряд республик отказался от его заключения. В итоге 18 октября свои подписи под «Договором об экономиче­ском сообществе» поставили Президент СССР М.С. Горбачев и лидеры восьми республик - РСФСР, Белоруссии, Казахстана, Узбе­кистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Армении. Мол­давия, Грузия, Азербайджан, республики Прибалтики и, что весь­ма неожиданно, Украина отказались присоединиться к этому до­говору.

Но и руководители республик, подписавших этот договор, на практике проводили четко выраженную самостоятельную ли­нию и в политической, и в экономической областях. Так, без ка­ких-либо согласований с союзными органами власти российский президент Ельцин 28 октября 1991 г. заявил о том, что уже с января 1992 г. в РСФСР начнется реализация радикальной экономической реформы с целью скорейшего перехода к рыноч­ной экономике. Такая политика прямо противоречила позициям властных структур Союза ССР и Президента СССР, стремившихся к сбалансированной политической и экономической деятельности союзного и всех республиканских руководств, соглашавшихся с идеями образования нового политико-экономического государст­венного сообщества.

Президент СССР М.С.Горбачев пытался оживить переговорный процесс между республиками и активизировать работу по подготовке нового Союзного договора. На заседании Госсовета 4 ноября в Ново-Огарево рассматривались возможные перспекти­вы нового добровольного союзного образования — Союза Суве­ренных Государств (ССГ). Обсуждались также вопросы будущих союзных структур (армии, спецслужб, министерств иностранных дел, финансов, других органов управления).

О своем намерении войти в ССГ заявили делегации семи республик - России, Белорус­сии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Азербайджана.

14 ноября 1991 г. участники очередного заседания Государственного Совета в Ново-Огарево согласовали текст «Договора о Союзе Суверенных Государств». Он преду­сматривал конфедеративное устройство нового государственного образования:

- признание суверенитета рес­публик наряду с суверенитетом Союза,

- признание республик полноправными субъек­тами международного права,

- сохранение союзного правительства и единых вооруженных сил

- всенародное избрание Президента ССГ.

Главы семи республик официально заявляли о скором образова­нии ССГ. Президент РСФСР Ельцин в телеинтервью 14 ноября вы­сказался однозначно: «Союз будет».

В то же время руководство каждой из республик на практике преследовало соб­ственные цели и проводило политику, прямо противоречившую идеям образования ССГ и всем официальным заверениям. В частности, по свидетельству участника заседания Госсовета 14 ноября, В.В.Бакатина, российские политики «...играли свою игру — «как убрать Центр, т.е. Союз», но сказать об этом народу пока боя­лись». Аналогичные планы реализовывали и многие другие рес­публиканские лидеры. Против Союза, а самое главное — любого союзного центра энергично выступал украинский руководитель A.M. Кравчук. Позже он утверждал, что «идея ликвидации СССР возникла где-то около 15 ноября... Для обеспечения тайны встречи был избран Минск».

Парафирование договора о ССГ было намечено на 25 ноября. Но оно не состоялось ввиду ожидания итогов референдума о независимости Украины.

В ходе этого референдума, состоявшегося 1 декабря 1991 г., подавляющее большинство жителей Украины (около 80%) проголосовали за независимость республики. На следующий день Президент РСФСР Ельцин официально заявил о признании неза­висимости Украины.

Хотя 3 декабря Верховный Совет СССР одоб­рил проект договора о ССГ и призвал республики к его подписа­нию, становилось очевидно, что перспективы нового Союза без Украины и ввиду явного стремления республиканских руководите­лей к устранению всякого «центра» более чем сомнительны.

5 декабря 1991 г. избранный Президентом Украины Л.М. Крав­чук подписал указ о выходе республики из состава Союза ССР. Украинский парламент денонсировал Союзный договор 1922 г.

В соответствии с достигнутой ранее договоренностью 8 декабря 1991 г. в находившейся в заповеднике «Беловежская пуща» бело­русской правительственной резиденции «Вискули» Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук и Предсе­датель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич заявили о ликвидации Союза ССР и подписали совместное «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств».

В преамбуле этого Соглашения констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». «Беловежским Соглашением» провозглашалось создание Содружества независимых государств (СНГ), открытого для всех государств бывшего СССР. Форма Содружества, его управленческие структуры в этом документе никак не определялись.

Через день данное Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии.

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денон­сировал договор об образовании СССР и также ратифицировал соглашение об образовании СНГ.

В этот же день в Ашхабаде со­стоялась встреча руководителей Казахстана, Узбекистана, Кирги­зии, Туркмении и Таджикистана, в ходе которой было заявлено об их одобрении соглашения об образовании СНГ и желании данных республик присоединиться к нему. Была выработана единая позиция среднеазиатских республик по этому вопросу и обсуждены некоторые конкретные предложения относительно сущности, форм и направлений деятельности СНГ.

21 декабря 1991 г. в казахстанской столице Алма-Ате на встре­че глав России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана было заявлено о вхождении всех этих республик в СНГ и подписан соответствующий «Протокол к Соглашению о со­здании Содружества Независимых Государств».

Одновременно была подписана совместная «Декларация Независимых Государств», где нашли отражение основные принципы данного меж­государственного образования:

- констатировалось, что все названные республики являются независимыми государст­вами, «отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства».

- признавались территориальная целост­ность республик и нерушимость существовавших границ.

Весьма своеобразно в этой Декларации была определена сущность Содру­жества, «которое не является ни государством, ни государствен­ным объединением». Таким образом, вопрос о том, что же собой представляет СНГ, оставался открытым.

Здесь же говорилось, что «с образованием СНГ (Содружества Независимых Государств) Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».

25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР при­нял решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию.

В тот же день М.С. Горбачев заявил о прекращении своей деятель­ности на посту Президента СССР.

26 декабря была опубликована «Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств». В ней после констатации факта образования СНГ и ликвидации СССР содер­жалось обращение к главам республик рассмотреть вопросы правопреемства Союза ССР и союзных органов государственной влас­ти, создания межпарламентского органа Содружества.

Советский Союз как государство официально прекратил свое существование.