logo
Учебное пособие - 85-91

3. Политический кризис августа 1991 г.

В результате противостояния центра и республик в течение 1990-1991 гг.

- нарастала дестабилизация политического положения,

- разрушалось единое экономическое пространство страны, поскольку каждая из республик закрывала свой потребительский рынок и пыталась самостоятельно сформировать программу выхода из экономического кризиса (например, в РСФСР была принята Программа "500 дней" Г.А.Явлинского в противовес программам союзного правительства)

В августе 1991 г. накануне назначенного срока подписания нового союзного договора, подготовленного на основе Ново-Огаревских соглашений, часть членов политического руководства СССР предприняли попытку изменить развитие событий.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 г. в Москву стали вводиться вой­ска и бронетехника. Утром 19 августа в средствах массо­вой информации появились сообщения о том, что якобы в связи «с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбаче­вым М.С. обязанностей Президента СССР на основании ста­тьи 127/7 Конституции СССР к временному исполнению обязанно­стей Президента СССР приступил вице-президент Г.И. Янаев». М.С.Горбачев в это время находился в отпуске в Крыму. И как сам он рассказал впоследствии, был блокирован в своей резиденции «Форос».

Далее говорилось об образовании нового временного высшего ор­гана власти в стране — Государственного комитета по чрезвычай­ному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе первого замести­теля Председателя Совета обороны СССР О.Д. Бакланова, предсе­дателя КГБ СССР В.А. Крючкова, премьер-министра СССР B.C. Павлова, министра внутренних дел СССР Б.К. Пуго, предсе­дателя Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцева, президента Ассоциации государственных предприятий СССР А.И. Тизякова, министра обороны СССР Д.Т. Язова и исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева. Фактическую поддержку ГКЧП оказал председатель Верховного Совета СССР А Лукьянов.

Создание ГКЧП с юридической точки зрения оправдывалось принятым в апреле 1990 г. Законом СССР «О правовом режиме чрезвычайного положения», в котором предусматривалась возможность введения чрезвычайного положения «с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка» (ст.1). Однако, данный закон предусматривал возможность введения чрезвычайного положения только решением Верховного Совета СССР, но не каким-либо специально созданным чрезвычайным органом.

В опубликованном Постановлении № 1 ГКЧП СССР констатировалось, что страна оказалась в край­не тяжелой кризисной ситуации, возникла непосредственная угро­за ее целостности. В постановлении ГКЧП были определены меры по выходу из кризиса:

- объявлялось о восстановлении на всей территории СССР принци­па верховенства Конституции СССР и законов СССР над Консти­туциями и законами союзных республик.

- расформировывались все структуры власти в республиках, «действующие вопреки Конституции СССР»

- в отдельных местностях СССР (их перечень конкретно не указывался) вводился режим чрез­вычайного положения. При этом приостанавливалась деятельность политических партий и обще­ственных организаций, которые стали бы препятствовать «нормали­зации обстановки в стране»

- вводился запрет на забастовки, на проведение ми­тингов, демонстраций и всех других общественно-политических массовых мероприятий.

- предусматривались первоочередные хозяйственные и социальные мероприятия (снижение цен на отдельные товары, упорядочение заработной платы, экстренные меры по уборке урожая и др.)

В дополнение к этому постановлению ГКЧП было опубликовано заявление председателя президиума Верховного Совета СССР А.Лукьянова с призывом пересмотреть содержание подготовленного проекта союзного договора с тем, чтобы обеспечить новым союзным договором сохранение СССР как единого политического, правового и экономического пространства, единой финансово-банковской системы.

Москва стала единственным городом в стране, в котором в соответствии с Указом исполняющего обязанности Президента СССР Г.И. Янаева от 19 августа 1991 г. официально было введено чрезвычайное положение.

Но фактически чрезвычайное положение в той или иной степени было введено во всей стране.

В принятом Постановлении №2 ГКЧП СССР приостанавливалось издание центральных, а также московских городских и областных газет. В стране был разрешен выход только девяти газет, издававшихся центральными партийными и советскими органами («Правды», «Известий» и некоторых других). Возобновление выпуска всех остальных печатных органов допускалось только после специального разрешения, которое каждое из изданий должно было получать в отдельности. В каких органах следовало получать такое разрешение - не уточнялось. Был введен контроль над электронными СМИ – радио и телевидением. По существу, вводилась цензура всех средств массовой информации.

Партийное руководство многих республик, краев и областей, главы многих советов разных уровней и местных администраций заявили о полной поддерж­ке ГКЧП.

В то же время часть руководителей республик высту­пили с решительным осуждением ГКЧП и всех его действий. Наиболее активно в этом плане действовали руководители РСФСР, республик Прибалтики, Молдавии, Азербайджана и Грузии. Заявления, направленные против ГКЧП, сделали главы администраций многих крупных городов - Москвы, Ленинграда, Свердловска, Воронежа и ряда др. Но подавляющее большинство глав республиканских и регио­нальных властных структур - лидеры Украины, Белоруссии, Армении, Казахстана и среднеазиатских республик, руководители советов подавляющего большинства областей и краев РСФСР - уклонились от прямых оценок проис­ходившего и заняли выжидательную позицию.

Главные события происходили в Москве. Уже 19 августа 1991 г. Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, исполняющий обязанности пред­седателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатов и глава пра­вительства РСФСР И.С.Силаев подписали обращение к «Гражданам России», в котором

- охарактеризовали ГКЧП как незаконный орган, а его действия как антиконституционный переворот,

- выдвинули требование срочного созыва вне­очередного чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР,

- призвали на­селение к организации всеобщей бессрочной политической забастовки и использованию других форм гражданского неповиновения.

Указом Президента РСФСР деятельность ГКЧП СССР признавалась незаконной, все его приказы и распоряжения на территории Российской Федерации не подлежали исполнению.

Другим указом российского президента все органы исполнитель­ной власти Союза ССР на территории РСФСР, в том числе и все «силовые» министерства, спецслужбы, другие союзные государ­ственные структуры, были переподчинены непосредственно Прези­денту РСФСР.

В подписанном Б.Н. Ельциным обра­щении к солдатам и офицерам содержался призыв не участвовать в перевороте и выражалась уверенность в том, что они не пойдут против народа.

Активные действия разворачивались только в Москве. На улицах столицы находились многочисленные войска и военная техника. Возле Дома Советов на Краснопресненской набережной и у зда­ния московской мэрии шли многолюдные митинги протеста против ГКЧП, манифестанты пытались возводить уличные баррикады.

Однако ни одна из противоборствующих сторон каких-либо актив­ных и решительных действий не предпринимала, но в некоторых районах произошли вооруженные инциденты: 19 августа возле гостиницы «Мир» неизвестные лица вели стрельбу, 20 августа на Садовом коль­це группа молодых людей предприняла попытку заблокировать выходившую из подземного туннеля колонну боевых машин десан­та и под гусеницами одной из блокированных и закрутившейся на месте БМД погибли три молодых человека. Это были единственные человеческие жертвы в ходе августовских событий.

Совершенно очевидно, что действия ГКЧП не имели общественной поддержки.

Противостояние в Москве продолжалось недолго. Рано утром 21 августа войска стали покидать город. В тот же день часть членов ГКЧП вылетела в Крым «Форос» к Горбачеву. Чуть позже туда же прилетели вице-президент РСФСР А.В. Руцкой и глава российского правительства И.С. Силаев в сопровождении группы курсантов пожарного училища МВД. К вечеру 21 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы, ночью Горбачев возвратился в Мо­скву. Августовские политические события завершились.

Характеризуя данные события августа 1991 г., необходимо отметить, что многие их стороны и в настоящее время не могут получить объективной оценки, т.к. многие фак­ты вызывают вопросы и нуждаются в уточнении.

Неясно, напри­мер, как о предстоящем образовании ГКЧП и вводе войск в столи­цу заранее стало известно не только руководству РСФСР, но и до­статочно широкому кругу политических и общественных деятелей, даже журналистам некоторых западных телекомпаний. Непонят­но, почему члены ГКЧП не предпринимали никаких активных дей­ствий. Например, в Доме Советов, где находилось руководство РСФСР, оппозиционное ГКЧП, даже не была отключена телефонная и факсимильная связь и все обращения, постановления и указы рос­сийских лидеров тут же беспрепятственно передавались по всей стране. Не ясны намерения ГКЧП в отношении Президента СССР. Не выясненной до конца остается роль в этих событиях и самого Президента СССР М.С. Горбачева.

Однако, совершенно ясно, что политический кризис августа 1991 г. стал рубежом политики перестройки, завершившим этот сложный и противоречивый процесс, содержанием которого была попытка модернизации и обновления советской государственно-политической и правовой системы в рамках сохранения социалистической перспективы развития страны.

Результатом политических событий августа 1991 г. было следующее:

- были скомпрометированы все органы союзной власти - Президент, Верховный Совет, правительство СССР, армия и силовые структуры

- укрепилось положение и резко усилилось политическое влияние руководства РСФСР, к нему фактически перешла полнота власти в стране

- произошло дистанцирование республик от происходящего в Москве и тем был ускорен процесс распада СССР.