2.9. Путешествия мегалитов и тотемные культуры
Одной из первых культур неолита в Европе является культура мегалитов. Мегалитические памятники, или мегалиты – «доисторические сооружения из больших каменных глыб или плит, служившие либо гробницами, либо святилищами, при- чем эти различные типы отчасти переходят один в другой» (Ferguson J., 1872).
Особенно много мегалитов было обнаружено на полуострове Бретань (Карнак). Сначала полагали, что мегалиты созданы друидами и служили для их религиозных целей. Мегалит представляет собой высокий поставленный «на попа» камень. К его основным типам относятся:
дольмен – погребальное пространство, ограниченное четырьмя стоячими и перпендикулярными между собой плита- ми, которые покрыты сверху большой горизонтальной плитой и вместе напоминают стол;
кромлех – круг из камней, обычно окружающий дольмен;
менгиры – каменные аллеи длиной 200–1500 м.
Кроме этих основных типов, культура мегалитов имеет следующие разновидности: камеры с коридорами (Прованс, Франция); ряды камней, растянувшиеся на километры (Карнак, Бретань, Франция); чашечные камни – большие каменные глыбы с углублениями, служившие, по-видимому, для жертвоприношений; качающиеся камни – при всей своей колоссальности остающиеся в том же виде в течение веков; ящикообразные могилы – огромные плиты, установленные в яме; лодкообразные могилы – сложенные из камней очертания лодки, служившие для погребения. Более всего мегалитов находится во Франции, Англии, Германии, Алжире, Палестине, в Крыму и на Кавказе. Есть мегалиты и в других районах – в Сибири (Минусинский край), Монголии. В Индии их устанавливают до сих пор.
Мегалиты, обнаруженные в Европе, вместе составили так называемый западноевропейский круг мегалитов. Когда немецкие историки Герман Киндер и Вернер Хильгеман нанесли на карту Европы известные им мегалиты и соединили их стрелками, соответственно времени их появления, то получился картоид (рис. 2.1,а), на котором зафиксирован своеобразный маршрут (путь) мегалитов на континенте. Как же осуществлялось это путешествие?
Конечно, мигрировали не сами мегалиты. Их даже не перетаскивали с места на место. Они были созданы на новых мес- тах теми людьми, кто оказался на новой территории и исполь- зовал их как тотемное средство для собственного утвержде- ния в новом ландшафте. Получился своеобразный маршрут культуры.
Будет точнее, если вместо выражения «маршрут культуры» мы будем использовать понятие «тотемный маршрут культуры» и интерпретировать его как последовательный путь распространения тотемов по территории. В Европе мегалиты первоначально появились на юге Испании. Затем, практически одновременно, мы обнаруживаем их в Карнаке (Франция), Стоунхедже (Англия), а также на севере Италии. После этого их стали возводить в Дании и Швеции. Затем – на Кольском полуострове, Причерноморье и Кавказе. Этот маршрут появился благодаря миграциям людей неолита, которые несли с собой культуру мегалитов как тотемные признаки и внедряли их на новых территориях. Происходила своеобразная культурная интервенция, вместе с которой местные племена воспринимали не только саму культуру возведения мегалитов, но также принципы и обряды их тотемного использования.
Рассмотрение мегалита как своеобразного тотема представляется достаточно продуктивным. Почему это так? Есть, по-ви- димому, две причины. Первая связана с лингвистической ситуацией. Отсутствие дифференциации в языке неолитического человека означает его единообразие. Это значит, что в неолитические времена язык не стал еще фактором культурогенеза. Если культурогенез развивался, как мы думаем, по линии тотемной дифференциации, то первым ее археологическим свидетелем и выступают мегалиты. Мы не знаем, были ли мегалиты первыми тотемами, но мы точно знаем, что они стали для нас первыми свидетелями первобытной культуры, вышедшей за границы ско- лов и отщепов.
Вторая причина связана с освоением тотемным человеком нового пространства. Даже в мире животных зверь не будет бросать уже освоенное пространство ради неизвестного нового. Обычно это вынуждены делать его потомки из-за нехватки жизненного пространства. Поэтому и в неолитическом человеческом обществе, по-видимому, путешественниками были взрослые дети, которые брали и уносили с собой тотемные признаки рода. Так дети-путешественники становились носителями родовой культуры оседлых земледельцев неолита.
По археологическим признакам, юг Испании следует признать местом, откуда началось распространение неолитической революции в Европе. Эту гипотезу подтверждает также и тотемный маршрут распространения по Европе культуры колоколовидных кубков (рис. 2.1,б), следующей непосредственно за мегалитической культурой буквально через три столетия. Этим маршрутом дети-путешественники разнесли культуру про- изводства своеобразных сосудов-кубков, исполненных в виде перевернутого колокола.
Были и другие центры неолитической революции в Европе. Так, на рис. 2.1,в представлены маршруты тотемов людей культуры ленточной керамики, которая зародилась в местности Мюнхсхофен и быстро освоила пространство всей Восточной Европы. В местности Триполье, на территории современной Украины, возникла культура шнуровой керамики и боевых топоров (рис. 2.1,г), которая быстро распространилась по всей лесостепной зоне Европейского континента.
- 1.1. Миграции как естественно-историческое основание этногенеза
- 1.2. Путешествие как фактор ассимиляции
- 1.3. Как этнологи изучают путешествия народов
- 1.4. Демографические понятия в этнологии
- Численность населения Земли
- 1.5. Экспедиции на этносы
- 1.6. Пассионарная концепция этногенеза л. Н. Гумилева
- 1.7. Цивилизационный принцип – от культуры к этногенезу
- 2.1. Доисторический человек, или игра в черепки
- 2.2. Палеолит, дитя плейстоцена
- Хронология плейстоцена и палеолита
- 2.3. Археологические культуры
- 2.4. Культуры палеолита, или искусство собирать камни
- 2.5. Культуры мезолита, или начала профессионализма
- 2.6. Тотем как странный аттрактор культурогенеза
- 2.7. Неолитическая революция и ее главная движущая сила
- 2.8. Аккультурация культурного пространства
- 2.9. Путешествия мегалитов и тотемные культуры
- 2.10. Исторические времена в интерьере культур неолита
- 3.1. Исторические времена оживляют исторические реки
- 3.2. Поздний бронзовый загар Европы
- 3.3. «Слава тебе, о Нил! Ты этой стране откровение и оживление Египту!»
- 3.4. Кто изучал Египет до Индианы Джонса
- 3.5. Хронология Древнего Египта в «династическом соусе» Манефона
- 3.6. Речная жизнь египетская
- 3.7. Напасти египетские
- 3.8. Откуда есть пошли египтяне
- Зорин Игорь Владимирович феноменология путешествий
- Часть I. Этнология путешествий