logo
путешествие в туризм

2.7. Неолитическая революция и ее главная движущая сила

Когда используют термин «неолит», то имеют в виду поздний каменный век. Чем же отличается эпоха неолита от предыдущих? К началу неолита люди начинают использовать камень уже не только в качестве орудия, но и для строительства хозяйственных и культовых сооружений. После изобретения гончарного круга они начинают переносить декоративные сюжеты на артефакты, что свидетельствует о новом этапе не только в характере их производственной деятельности, но и в развитии культуры человека.

В эпоху неолита человек переходит к крестьянскому образу жизни, сочетающему в себе земледелие и скотоводство. Крестьянский образ жизни утверждает союз земледельца и пастуха, позволивший впервые установить на земле производящий способ хозяйствования. Развитие земледелия привело к культивированию злаков, таких как пшеница, просо, ячмень. Развитие скотоводства способствовало одомашниванию лошадей, коз, овец, свиней.

Новый способ хозяйствования привел к коренному изменению в оценке человеком ландшафтов при выборе мест для расселения. Самыми лучшими для заселения в эпоху неолита становятся местности предгорных равнин и долин, где земле- делие можно было вести на плодородных почвах. Первона- чально на этих землях селятся отдельные люди, затем возни- кают первые сельские поселения, но уже в 8-м тыс. до н. э. появляется, возможно, первый город на нашей планете – Иерихон (Палестина).

В подобных местах археологи зачастую находят украшения, керамические изделия с орнаментами, натуралистические изображения тотемов. Вершиной неолитической культуры считаются находки в Сузах (современный Ирак).

Первым гипотезу о неолитической революции сформулировал английский историк Г. Чайлд. Так он назвал процесс возникновения «самодостаточных обществ, производящих продукты питания». Благодаря неолитической революции человечество перешло от дикости к цивилизации, поскольку оно стало осваивать производство. Производящее хозяйство составляет основу деятельности цивилизованного человека, т. е. человека, все более удаляющегося «от первоначальной простоты и дикости благодаря улучшению материальной обстановки, развитию общественных отношений и духовному росту» (Мечников Л. И., 1889).

Неолиту предшествовал период дикости. Отличительной характеристикой этого периода было то, что жизнь человека была основана на охоте и собирательстве. Освоение человеком производства продуктов питания (включая одомашнивание животных и растений) составляет новую особенность его жизни. Оно произошло чрезвычайно быстро и успешно. Поэтому Г. Чайлд и назвал этот процесс неолитической революцией. В истории человечества период дикости занимает более 99 % времени его существования. Все неолитические изменения происходили в исторически кратчайшее время.

Первая социальная система, основанная на эффективном сельском хозяйстве, возникла 10 тыс. лет тому назад в Юго-За- падной Азии. Всего 5 тыс. лет спустя неолитическая революция достигла Европы, Африки и других регионов.

Как известно, главным в революции всегда остается вопрос о ее движущих силах. Что случилось, мы знаем. Но как и благодаря кому эта революция победила во всем цивилизованном мире в исторически короткое время? – вот в чем вопрос. Вроде бы, ответ напрашивается сам собой – земледелец и пастух. Ну а эти-то откуда взялись? В конце концов, кто был движущей силой революции? Когда мы задаем этот вопрос, требуется ответить: благодаря кому и чему революция пересекала пространства? Кто обеспечивал ее победное шествие по земле при полном отсутствии общественного транспорта и дорожной сети? Получается так, что кого бы мы не назвали, ясно одно – это путешественник.

Итак, путешественник, человек странствующий, – движущая сила неолитической революции.

Ответим на последний вопрос этой главы: Что же этот путешественник двигал и перемещал, кроме самого себя или вместе с собой?

Отправляясь в путь вынужденно или по любознательности, человек и сейчас берет с собой фотографии близких и дру- зей, любимые книги и аксессуары, иногда даже родную землю. Недавно в музее Мелихово я минут двадцать рассматривал содержание дорожного чемоданчика Чехова. Все эти вещи путешествовали вместе с ним до Сахалина. Я насчитал более десяти предметов, о целесообразности которых в путешествии мог знать только сам Антон Павлович. Но именно из-за отсутствия прямой мотивации, наверное, эти предметы были особенно ему дороги!

А что брал с собой неолитический странник, у которого и чемоданчика-то не было? Думаю, исключительно каменные орудия и обязательно тотемы. На них он полагался в пути, как на защиту от врагов, зверей и стихий. Они помогали ему ощущать свою целостность в чужеродной среде. Они приносили ему удачу в охоте, собирательстве, единоборствах. По всей видимости, именно тотемам мы обязаны культурной дифференциации среды.

Процесс культурной дифференциации напоминает известную древнюю притчу: если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменялись ими, то у нас осталось по одному яблоку. Но если у тебя есть тотем и у меня есть тотем и мы обменялись ими, то у каждого из нас стало два тотема. Правда, тотемами обычно не обмениваются, их внедряют, как правило, насильно. По всей видимости, именно так происходило развитие культур и их дифференциация в первобытном обществе.

Победоносный ход неолитической революции, как мне кажется, может быть объяснен пересечением и синергетикой маршрутов тотемных культур.