logo
путешествие в туризм

1.6. Пассионарная концепция этногенеза л. Н. Гумилева

Этнографической теории оппонировал Лев Николаевич Гумилев, разработавший одну из самых интересных этнологических концепций, раскрывших механизм этногенеза. Суть данной концепции в следующем.

1. Мы живем в изменяющемся мире. Один из векторов его перемен демонстрирует динамику этнологической картины, т. е. представляет процесс становления этносферы Земли.

2. Этносферу этнологи представляют как результат процесса этногенеза в историческую эпоху. В каждый конкретный момент времени этносфера рассматривается ими как мозаичная в этническом отношении антропосфера. Эта мозаичность, в свою очередь, слагается из всей совокупности этноценозов Земли. Гумилев рассматривает этноценоз как биогеоценоз, т. е. как ландшафт, в котором происходит развитие определенного этноса, опосредованное процессом его адаптации.

3. Формирование этносов имеет свой внутренний механизм, по-разному раскрываемый этнологами и этнографами. Согласно теории этногенеза Льва Николаевича Гумилева, этнос представляет собой естественным образом сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей. Поскольку этнос – геосистемная общность, то он существует как энергетическая система. Важнейшим свойством этноса являются, по Гумилеву, отношения комплиментарности, благодаря которым каждый этнос противопоставляет себя всем другим этносам. Комплиментарность проявляет себя как неповторимое соче- тание элементов ландшафта, где этнос впервые сложился как система.

4. Биоэнергетическую целостность этноса обеспечивает этнический гомеостаз, который характеризует устойчивое состояние этнической системы, когда колебания биохимической энергии происходят в ограниченных пределах, определяя этноландшафтное равновесие и отсутствие смены фаз этногенеза. Колебания биохимической энергии и смену фаз этногенеза Л. Н. Гумилев объясняет явлением пассионарности.

5. Пассионарность – это своеобразная микромутация этноса, вызывающая появление пассионарного признака в популяции, которая в результате приводит к возникновению новых этнических систем. Пассионарность развивает этнос вокруг этнической доминанты. Этническая доминанта раскрывает комплекс явлений (религиозный, идеологический, военный, бытовой), который определяет переход исходного для процесса этногенеза этнокультурного многообразия в целеустремленное единообразие. Пассионарность порождает избыток биохимической энергии живого вещества и пробуждает в этносе жертвенность ради иллюзорной цели.

6. Носителями пассионарности являются пассионарии, или члены популяции, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В этносе им противоположны субпассионарии, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения. «Если мы имеем в виду культуру, т. е. все созданное людьми, то с тезисом о преемственности с грехом пополам можно согласиться. Но коль скоро речь идет об этногенезе, то к нему этот тезис вообще не применим. В отличие от культурной традиции, традиция этническая – это не преемственность мертвых форм, созданных человеком, а единство поведения живых людей, поддерживаемое их пассионарностью» (Гумилев Л. Н., 1992).

7. Взаимодействие указанных выше структур и составляет основу этногенеза. Этногенез сопровождается антропогенной сукцессией вмещающего его ландшафта. Сам этногенез охватывает временной период от момента возникновения этнической системы до исчезновения, которое происходит под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

8. Этногенез проходит в определенной последовательности, когда одна его фаза сменяет другую. Каждая фаза этногенеза отличается уровнем пассионарного напряжения системы, каждый из которых при данном направлении процесса этногенеза определяет господство в стереотипе поведения единого для всей совокупности уровней императива поведения.

9. Выделяются следующие фазы этногенеза:

 фаза подъема – период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа;

 фаза акматическая – период динамики этноса, когда колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема зафиксированы на предельном для данной системы уровне пассионарности;

 фаза надлома – период, характеризующийся резким снижением уровня пассионарного напряжения после акматической фазы и расколом этнического поля;

 фаза обскурации – период снижения пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, завершающийся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

Теория Л. Н. Гумилева справедлива для закрытых систем. Именно для систем подобного типа характерна энтропия и справедливы начала термодинамики, определяющие тепловую (энергетическую) смерть системы. Но дело в том, что этносы не представляют собой закрытые системы. Они не просто умирают, но чаще перерождаются за счет воздействия на них других этносов, в том числе как результат путешествия народов. Во время подобных путешествий и происходит взаимодействие этносов не только по правилам пассионарности.