3.7. Напасти египетские
Понятно, что факт быстрого возвышения Древнего Египта не мог оставаться незаметным для его соседей, которые всегда были обеспокоены возрастающей силой и могуществом Египта. В истории этой страны не было спокойных периодов, но были и особенно тяжелые времена, к ним относится и второй переходный период.
XIII династия насчитывала свыше 50 царей, а XIV – 72 правителя. Их резиденция по-прежнему находилась в Ит-тауи, и они продолжали поклоняться фаюмскому богу-крокодилу, но это были слабые правители, которые долго не удерживались на троне и быстро сменяли друг друга. В этот смутный период в Нижний Египет стали проникать азиатские племена. Представители этих чужеземцев иногда даже попадали на трон. Так, в 1725 г. до н. э. один из них, которого египтяне называли Hyku Khoswet (т. е. правитель иных земель), стал царем Египта. Манефон искаженно передал нам название этого племени как «гиксосы». Гиксосов в народе называли «князьями пастухов». Они возглавляли союз кочевников, живших в Передней Азии, когда им удалось прорваться через Суэцкий перешеек в Нижний Египет, утвердиться там и господствовать в течение почти 500 лет. Этнический состав завоевателей был неоднороден. Он состоял из семитских и хурритских племен.
Гиксосы опустошили Дельту подобно саранче, а через пятьдесят лет один из их вождей, в списке Манефона носящий имя Салитис, взошел на египетский трон и стал основателем новой, ХV династии.
Гиксосы основали в Нижнем Египте свою столицу – Аварис. Освободительное движение египтян против гиксосов возглавил правитель Фив – Секененра, а затем его сын Камос. Но лишь фараону Яхмосу I (1584–1559 гг. до н. э.) удалось покорить Аварис. Большинство гиксосов ассимилировало в Египте. Остальные отступили в Палестину, и о дальнейшей их судьбе никаких сведений нет.
Как всякое нашествие менее развитого этноса, нашествия гиксосов на цивилизованный Египет сопровождались грабежами, убийствами и разрушениями. Но очень скоро порабощенный Египет заставил измениться и самих завоевателей, навязав гиксосам свою культуру и религию. В то же время и Египет стал могущественнее, поскольку именно гиксосы познакомили египетскую цивилизацию с колесом, коневодством, более совершенным вооружением и тактикой военных действий.
Около 1600 г. до н. э. Камео, последний царь XVII фиванской династии, сумел изгнать ненавистных чужеземцев из страны. Он двинулся в поход вниз по течению Нила и одержал ряд блестящих побед, вынудивших гиксосов отступить к Аварису – своему опорному укреплению на границе с Палестиной. После трехлетней осады египтяне разрушили крепость Аварис и навсегда изгнали гиксосов в Азию.
Результатом эпохи гиксосов стал следующий период Египта – Новое царство. Иго семитского племени гиксосов содействовало взаимному сближению египтян и семитов. Эпоха «нашествия пастухов» развила стремление к независимости и возвысила воинственный дух египтян, привела к усилению дифференциации сословий. Все это способствовало централизации власти в Египте и потребовало обеспечения безопасности его границ.
Изгнание гиксосов позволило Египту расширить связи с Азией. Египтяне с этих пор становятся частью средиземноморского мира. Фараон Тутмос I (ок. 1530 г. до н. э.) привел египетское войско к верховьям Евфрата. Египет становится ведущей великой державой.
Тутмос III считается величайшим из всех египетских фараонов. С 1472 г. до н. э. он стал предпринимать ежегодные походы в Азию и за семнадцать лет подчинил Египту большинство восточных соседей. Тутмос III был талантливым правителем, прекрасным охотником, собирателем природных редкостей, покровителем литературы и искусства. Его имя сохранялось в памяти народа на протяжении столетий и запечатлено на тысячах скарабеев той эпохи, а также и более позднего времени. Периодом процветания Египта стало 32-летнее правление Аменофиса (Аменхотепа) III (ок. 1417–1379 гг. до н. э.), пожинавшего богатейшие плоды завоеваний Тутмоса III.
Египетский народ не любил войны, считая их ничтожным занятием, подходящим только азиатам, поклоняющимся своим воинственным богам. Во время иноземного ига жрецы оставались самыми явными представителями национальной идеи и единства. Их власть постоянно усиливалась, они сосредоточили в своих руках огромное имущество, богатство, даже суд.
Столкновение жречества и власти фараона стало вопросом времени. Поначалу цари старались избежать его, женясь на «супругах бога» – княгинях Фив. Но уже Аменхотеп IV провел религиозную реформацию и подверг гонению культ Амоновой триады, объявив творцом мира солнечный диск, лучи которого заканчивались кистями рук. Он изменил свое имя на Эхнатон (сияние Атона), объявил себя жрецом Атона и основал новую резиденцию Ахетатон.
Представления о блеске XVIII династии получили реальное подтверждение после открытия в 1922 г. гробницы Тутанхамона – зятя Эхнатона. После его краткого правления (ок. 1419–1400 гг. до н. э.) трон на некоторое время перешел к людям низкого сословия и воинам. Затем, при XIX династии, в правление Сети I (ок. 1337–1317 гг. до н. э.) и Рамсеса (Рамзеса) II Великого (ок. 1304–1237 гг. до н. э.), страна вновь обрела относительное величие, вернув часть своих прежних владений в Азии. В это время обострились отношения Египта с Азией. Сети I и Рамсесу II пришлось воевать с хеттами, а затем и заключить с ними равноправный мир. С этого времени надолго прекращаются наступательные войны египтян. Остальную часть своего продолжительного царствования Рамсес II употребил на постройку храмов и городов на северо-востоке (Пифома и Рамесса), а также в Нубии. При Рамсесе II пираты Средиземного моря стали по- являться даже на границах Дельты. Скорее всего, они прихо- дили из Ливии, но среди них были также ахейцы и тирренцы. По всей видимости, в царствование сына Рамсеса II произошел еврейский исход, лишивший страну даровых работников. В это же время южная часть Сирии отошла от Египта к филистимлянам. Упадок Египта продолжался до XX династии, когда Сетнахту и его сыну Рамсесу III удалось восстановить внутренний порядок.
Вслед за правлением Рамсеса II последовал период непрерывных массовых миграций в Египет. Это были ливийцы с запада и так называемые народы моря, пришедшие с севера. Рамсес III успешно противостоял их нашествию, но его 32-летнее пребывание на престоле было омрачено новыми войнами и восстаниями населения, а также заговорами и интригами членов его собственной семьи.
После его смерти (1162 г. до н. э.) слава Египта потухла. Наступил период упадка. Были разграблены даже священные места захоронений божественных царей, а их мумии были раздеты и разрублены на части.
В царствование следующих девяти Рамсесов продолжается упадок центральной власти и растут авторитет и власть жрецов. Один из них – Гиргор – основал XXI династию. Как пишут исследователи Египта, там «произошло то самое, что потом повторилось в Риме и Византии: солдаты достигли престола».
Затем наступила так называемая додекархия. Это период истории Древнего Египта, который предшествовал его возрождению при XXVI династии. Согласно Геродоту, а также Диодору, египтяне в этот период освободились от эфиопов и разделили свою страну на 12 частей и поставили 12 царей, которые заключили союз, породнились и соорудили общий храм-лабиринт.
Египет стал теократическим государством, и важные общественные и частные дела стали решаться путем прямых обращений к оракулу Амона в Карнаке. Нижний Египет отделился, а его правитель по имени Смендес, пребывающий в Танисе, в области Дельты, провозгласил себя царем Верхнего и Нижнего Египта. От рассыпавшейся державы отпала и Нубия, и нубийский царь правил в Напате.
Через 150 лет этому правлению положил конец один из ца- рей – саисский правитель Псамметих. Он захватил власть с помощью ионических пиратов, а также карийцев, посланных ему Гигесом Лидийским. С их помощью Псамметиху удалось изгнать из Египта ассирийцев и сделаться единодержавным фараоном (660 г. до н. э.).
Фивы снова возвращают себе статус духовного владения «супруги бога». Египет потерял Эфиопию, где возникло самостоятельное теократическое царство. Рядом с Египтом появилось также Иудейско-Израильское царство Давида и Соломона. В Месопотамии меж тем возвышался страшный враг Египта – Ассирия.
Ключевые позиции в управлении Египтом перешли к ливийцам, жившим в дельте Нила. Около 950 г. до н. э. один из них захватил трон в Бубасте и принял имя Шешонк I (Шишак). Тем самым впервые после изгнания гиксосов корона Египта досталась чужеземцу. Шешонк I совершил поход в Палестину, где захватил и разорил Иерусалим.
Правление XXII династии продолжалось около двух столетий, но это было время упадка и неурядиц. Наследник престола регулярно назначался верховным жрецом Амона в Карнаке, а царевны становились верховными жрицами этого бога.
Рядом с Египтом быстро набирало силу Нубийское царство, и около 730 г. до н. э. его храбрый и даровитый царь Пианхи вторгся в долину Нила, взял штурмом Гермополь и Мемфис и захватил трон. Эфиопская (XXV) династия правила страной из Напаты. Представители этой династии отражали набеги ассирийцев, но в 671 г. до н. э. войско одного из эфиопских правите- лей – Тахарки – было разбито ассирийским царем Асархаддоном.
Ассирийский царь Ашшурбанипал постоянно осуществлял новые нападения на Египет и в одно из них разорил столицу Египта – Фивы. Эфиопы были изгнаны из Египта. Воспользовавшись тем, что Ашшурбанипал был вынужден вернуться в Ниневию из-за возникших у него на родине волнений, на трон взошли фараоны из расположенного в Дельте города Саиса.
Саисский правитель Псамметих I (664–610 гг. до н. э.) воспользовался неустойчивым положением в Азии, заключил союз с Лидией и, наняв ионийских и карийских солдат, освободил Египет. Так началась XXVI династия, сыгравшая выдающуюся роль в истории Древнего Египта. Фараоны этой династии осуществили своеобразный ренессанс, вернув Египту многие из древних традиций. Так начинается ортодоксальное египетское возрождение, которое коснулось всех сторон жизни египтян – администрации, искусства, языка, экономики, ремесел.
При Псамметихе I были вновь отстроены многие разоренные ассирийцами города. Иноземных купцов стали поощрять основывать в области Дельты свои торговые поселения. В частности, при Псамметихе II был построен знаменитый греческий город Навкратис.
В то же время, благодаря необычайному наплыву иностранцев в Египет (евреев, греков, финикийцев, эфиопов), здесь ста- ли быстро происходить процессы этногенеза: началось скрещивание рас, ассимиляция народов, столкновение культур и аккультурация, синкретизм религий. Как пишут исследователи, «пристрастие к иностранцам было причиной того, что цари XXVI династии не могли добиться у народа популярности».
Эти процессы способствовали оживлению торговли и развитию мореходства. О характере последних свидетельствует, среди прочих, экспедиция вокруг Африки, предпринятая по приказу фараона Нехо, который пытался также соединить Нил с Чер- мным морем (так в Древнем Египте называли Красное море).
В военном отношении Египет преследовала полоса неудач. Так, когда фараон Нехо попытался завоевать Палестину, произошло столкновение египетских войск с армией Навуходоносора при Кархемише. В этом сражении египтяне потерпели поражение. Преемник Нехо, фараон Псамметих II в 594–589 гг. до н. э., пытался захватить Нубию, но напатские фараоны отбросили египтян за первый нильский водопад. Его наследник Априй поддерживал иудейского царя Седекию в противостоянии против Навуходоносора. Но и эта политика обернулась полной неудачей – разорением Иерусалима и вавилонским пленением евреев (588 г. до н. э.).
При фараоне Яхмосе II (Амасисе) грозная опасность – молодая Персидская монархия – нависла над всем Египтом. Перед лицом нарастающей угрозы с востока фараон Яхмос II (правил ок. 568–526 гг. до н. э.) в расчете на внешнюю помощь в противостоянии персам проводил прогреческую политику. Его преемник Псамметих III (правил ок. 526–525 гг. до н. э.) был разбит при Пелусии персидским царем Камбисом II, который захватил Египет вплоть до Нубии и провозгласил себя фараоном. Вскоре после этого царь Персии Дарий превратил страну в одну из сатрапий своей державы, и это означало конец существования независимого Египта, который оставался персидской провинцией вплоть до прихода в 332 г. до н. э. Александра Великого.
В истории Древнего Египта начался период, известный под названием «Египет под властью персов и греков». Иноземное владычество сменило только правителей. Египтяне продолжали участвовать в управлении, жрецы и храмы пользовались покровительством персов. В системе сатрапий персидского царя Дария I Египет занял скромное седьмое место и платил 700 талантов дани.
Но стремление к независимости среди египтян было огромно. Стоило афинянам и платейцам нанести персидским полчищам поражение под Марафоном (12 сентября 490 г. до н. э.), как в Египте прошла череда восстаний. Результатом этих восстаний стало правление в Египте самостоятельных династий, известных как XXVIII–XXX. Известно, что последним фараоном Египта был Нектанебо II. При нем Египет был вновь опустошен и разорен персидским царем Артаксерксом III.
Постоянные войны сблизили египтян с греками. Надо сказать, что присутствие греков в Египте преследовало не только (может быть даже не столько) военные интересы. Греки первыми из иностранцев стали путешествовать по Египту в целях исследования «страны премудрости и чудес». Так они пытались добраться до первоисточников науки, искусства и религии. Через 17 лет после артаксерксова погрома Египет вошел в империю Александра Македонского, который не делал различия между греками и египтянами. После разгрома персов Александр Македонский повернул свои войска на Египет. Такой поворот Александра Великого для многих оказался неожиданным. Египет в эти годы уже не представлял никакой угрозы империи Александра. Сделал этот исторический поворот император с од- ной целью – именно в Египте, в дельте Нила, вдали от метрополии, он основал мировой центр эллинистической культуры – Александрию. В этом ему помогал Птолемей I – сводный брат Александра и первый правитель Египта из династии Лагидов. В персидских походах Александра Великого Птолемей I показал себя одним из его главных помощников.
Египет еще раз стал центром мира в первый период владычества Птолемеев. Именно тогда по уровню благосостояния он опередил все эллинистические государства и расширил свои владения далеко на север и запад, господствуя над Киреной и Кипром, Палестиной и Финикией, островами Эгейского моря. Египет вновь стал богатым и населенным.
После смерти Александра Великого (323 г. до н. э.) Птоле- мей I извлек всю пользу из его походов. Когда последовал раздел сатрапий, Птолемей I получил в наследство Египет. Он точно следовал главному завету, данному Александру Великому его учителем Аристотелем, – быть для греков вождем, а для туземцев – господином. С помощью этой политики Птолемей I объединил вокруг себя все египетское общество и опирался на полную поддержку эллинов. Он присоединил к Египту Кирену (308 г. до н. э.), Сирию и Ликию (306 г. до н. э.), стал во главе союза, в который кроме него вошли Кассандр, Лизимах и Селевк. Вместе с ними он выиграл сражение при Ипсе против Антигона (301 г. до н. э.).
Но политика Птолемея I имела и большие этнологические последствия. Впервые за всю историю Египта его коренное население – египтяне – оказались в низах общества. Им было отказано занимать общественные и высшие военные должности, они не получали гражданских прав. В своем общественном положении египтяне оказались ниже не только македонян и греков, но и евреев, которым Птолемей покровительствовал особо.
Египтяне вдруг стали в Египте низшей расой. И тем не менее они оказали очень сильное культурное воздействие не только на греков, но и на весь цивилизованный мир того времени. Благодаря публичной библиотеке и музею, Александрия стала ведущим культурным и просветительным центром мира.
В Александрию сходились также все торговые пути. Для обслуживания гостей-путешественников и поддержания своего главенства в Египте содержалась мощная инфраструктура – греческое войско численностью более 500 тыс. человек, 300 сло- нов, огромный флот в несколько сотен вымпелов. Так, торговля стала для Птолемеев главным источником доходов. Египет соперничал с Карфагеном за первенство на Средиземном море. Птолемеи начали борьбу с Месопотамией за монопольное право на индийскую и аравийскую торговлю. Для этого они построили канал, соединяющий Нил с Чермным (Красным) морем. На Красном море несколько новых гаваней (Арсиноэ, Клисма, Вереника, Миос-Ормос) стали принимать торговые корабли с Востока.
Так, «перехватив эстафету» из рук умиравшего императора, Птолемеи, как могли, завершили его дело. В этом смысле именно их следует считать наследниками Александра Великого. Они быстро превратили Египет в главный центр мировой торговли, а вместе с этим – в самую активную зону, где взаимодействовали восточная и западная культуры.
Все это, безусловно, отразилось и на этногенезе. Как видим, он проходил на фоне, когда великая, но региональная культура Египта стала все более брать на себя новые, глобальные функции. Глобализация культурогенеза в Египте не могла не привести к изменению состояние этноса Египта. Он стал более мозаичен. Титульная нация в нем была отодвинута на периферию этноса. Была предпринята попытка программного изменения этноса сверху. Любопытно, что на защиту традиционного этноса также были мобилизованы внутренние ресурсы самого этноса. Так, каста жрецов стала состоять исключительно из египтян, которые не должны были знать греческий язык.
К этому времени относятся многочисленные восстания египтян, часто под руководством эфиопских фараонов. Так, в лице фараонов Гармахиса и Анхту возникла ХХХIII династия, правившая в Фивах. Но в 85 г. до н. э. их взял и разрушил Пто- лемей VIII – Лафур. Вскоре его потомки сделались вассала- ми римлян – в 31 г. до н. э. Египет превратился в римскую провинцию.
- 1.1. Миграции как естественно-историческое основание этногенеза
- 1.2. Путешествие как фактор ассимиляции
- 1.3. Как этнологи изучают путешествия народов
- 1.4. Демографические понятия в этнологии
- Численность населения Земли
- 1.5. Экспедиции на этносы
- 1.6. Пассионарная концепция этногенеза л. Н. Гумилева
- 1.7. Цивилизационный принцип – от культуры к этногенезу
- 2.1. Доисторический человек, или игра в черепки
- 2.2. Палеолит, дитя плейстоцена
- Хронология плейстоцена и палеолита
- 2.3. Археологические культуры
- 2.4. Культуры палеолита, или искусство собирать камни
- 2.5. Культуры мезолита, или начала профессионализма
- 2.6. Тотем как странный аттрактор культурогенеза
- 2.7. Неолитическая революция и ее главная движущая сила
- 2.8. Аккультурация культурного пространства
- 2.9. Путешествия мегалитов и тотемные культуры
- 2.10. Исторические времена в интерьере культур неолита
- 3.1. Исторические времена оживляют исторические реки
- 3.2. Поздний бронзовый загар Европы
- 3.3. «Слава тебе, о Нил! Ты этой стране откровение и оживление Египту!»
- 3.4. Кто изучал Египет до Индианы Джонса
- 3.5. Хронология Древнего Египта в «династическом соусе» Манефона
- 3.6. Речная жизнь египетская
- 3.7. Напасти египетские
- 3.8. Откуда есть пошли египтяне
- Зорин Игорь Владимирович феноменология путешествий
- Часть I. Этнология путешествий