logo
путешествие в туризм

2.3. Археологические культуры

Ключевым моментом для этнологической интерпретации ар- хеологических материалов является археологический контекст, т. е. пространственное распределение находок относительно друг друга.

Археологический контекст весьма индивидуален и характеризует большое разнообразие археологических культур – специфической общности археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особен- ностями и сосредоточенных в определенном ландшафте. Само сочетание понятий «археология» и «культура» на первый взгляд представляется противоречивым. Казалось бы, как можно называть первобытные этносы культурными? Терми- ном «археологическая культура» обозначают быт или внут- реннее состояние первобытных людей без оценки уровня раз- вития. Для археологов культурная история означает историю собственно быта. Культуру быта они, в свою очередь, под- разделяют:

 на материальную культуру (жилище, одежда, орудия, вооружения, украшения и т. п.);

 духовную культуру (язык, обычаи и нравы, верования, наука и знания, литература, искусство и т. п.);

 общественную культуру (государственные и общественные формы, законы и т. п.).

Заимствуя представление о культуре из немецкой философии, археология должна была решить и свою собственную проблему: как идентифицировать в находках их репрезентативность, т. е. принадлежность к той или иной культуре. Обычно к признакам археологической культуры относятся:

 форма или орнамент керамики и украшений;

 обряд погребения;

 местность, где впервые были найдены наиболее типичные памятники данной культуры.

Но для идентификации самых ранних первобытных культур был взят принцип использования орудий из камня.

Понятие «археологическая культура» полезно использовать и нам – для осмысления характера этногенеза в доисториче- ские времена. Дифференцированные этнологические общности (племена, народности, народы, нации) возникли и развиваются лишь последние десять тысяч лет. Представление об археологической культуре позволяет выделить человека из всего природного сообщества тогда, когда его этнологические признаки и языковая дифференциация совсем еще не проявлялись. Археологические находки древних людей ученые интерпретируют как культуры, поскольку археологические памятники, обнаруженные на определенной территории и относящиеся к определенному времени, существенно отличаются от археологических находок, найденных на других территориях. Это, согласно основной парадигме археологии, позволяет думать, что уже тогда было значительное разнообразие людей, которое закрепляется определенным именем: люди (такой-то) культуры. Названия культуры передают нам первую информацию о дифференциации этноса в древности, а ее распространение на планете – о географических особенностях этногенеза и возможных миграциях людей.