3.6. Речная жизнь египетская
Одних только путешествий народов недостаточно для формирования государственности. Должны действовать и другие природные и общественные факторы. Еще раз вернемся к природным условиям, в которых складывался древнеегипетский этнос. Разливы Нила, как отмечалось выше, происходили ежегодно, в течение трех месяцев. Затем вода начинала спадать. Но оставалась влажная, тучная почва, в которую египтяне бросали семена. Через четыре месяца наступал период щедрой жатвы. Возможность сбора обильных урожаев при незначительной затрате труда и создали, в сущности, предпосылки возникновения здесь мощной древней цивилизации.
Как отмечает Оскар Егер, «культура шла здесь с севера на юг вверх по реке, а не обратно. Из первых поселенцев образовались отдельные общины, многочисленные округа, с наследственными князьями и рабами, которые появились вследствие порабощения первоначального туземного населения. Однако поселенцы, откуда бы они ни пришли, должны были подчинить свой быт Нилу и все устроить сообразно с явлениями его ежегодной оплодотворяющей деятельности».
Так, к 4-му тыс. до н. э. в Древнем Египте уже сложились государственные начала, в том числе он обладал развитой бюрократией, сформировавшимся искусством и языком, собственной системой религиозных воззрений. Эти природные и социальные процессы привели к появлению первых царств додинастического периода. Наивысшего развития достигли два великих царства. Одно из них появилось в Нижнем Египте, в Бедхеде, где почитали бога Хора. Другое – в Верхнем Египте, в Омбосе, божеством которого стал Сет. Это произошло около 3500 г. до н. э. Между этими царствами часто случались войны, о которых нам мало что известно, но результатом этой борьбы стал перенос обеих столиц на новое место. В столице Верхнего Египта (г. Нехеб) стали поклоняться богине-коршуну Нехбет, а в столице Нижнего Египта (г. Буто) – богине-кобре Уаджет. Царь Верхнего Египта сделал главным символом своей власти вы- сокую белую корону. Царь Нижнего Египта – красную коро- ну, в виде ковша. Эти два символа власти, представленные порознь или объединенными в «двойную корону», без изме- нений сохранялись у царей Верхнего и Нижнего Египта бо- лее 3500 лет.
Население страны быстро росло, дифференцировалось на касты и в отношении собственности. И очень рано выражением единства и национальности стала царская власть. На самом деле для возникновения государства требовался значительный период времени, в течение которого необходимо было затратить огромное количество труда для того, чтобы превратить страну, тогда еще обильную девственными лесами и дикими животными, в колыбель культуры, основанной на регулировании разливов Нила и осушении болот его дельты.
Именно необходимость регулирования рабского труда больших масс людей и явилась, по всей видимости, главной причиной формирования религиозно-бюрократического государства, управляемого обоготворяемым монархом.
Египтологи сходятся на том, что историческому времени, т. е. периодам царских династий, в осознании египтянами соб- ственного прошлого предшествовал длительный период вла- ствования жрецов, которые правили страной до царей. Пер- вые две династи Древнего Египта воспринимались ими мифо- логически, наподобие «золотого века» в мифологии древних греков.
Около середины 4-го тыс. до н. э. образовались два царства: Нижний Египет и Верхний Египет. Окончательно всю страну объединил около 3000 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес (Мена), уроженец Верхнего Египта. Считается, что Менес из Тиниса – города в Верхнем Египте – одолел Нижний Египет, создал «союз двух стран» и стал первым царем Верхнего и Нижнего Египта. Согласно Манефону, Менес был основателем первой египетской династии. С того времени коронация каждого нового египетского царя стала символическим возобновлением «союза двух стран». Объединенный Египет мыслился как двойное царство: у него были две короны, два зернохранилища, две сокровищницы, по временам даже две гробницы для усопшего фараона, т. е. гробница в Верхнем Египте и пустая усыпальница (кенотаф) – в Нижнем Египте (или наоборот). Ставшее обязательным помещение Верхнего Египта перед Нижним Египтом в титулах царя также свидетельствует, что Верхний Египет завоевал северные области.
Менес основал крепость под названием «Белые стены» (по-гречески – Мемфис). Этот город соединил обе части Египта в месте соприкосновения двух стран, что позволяло царю успешнее править объединенным государством. Здесь для царя был сооружен дворец и заложено кладбище царей. Возможно, именно здесь начались первые работы по регулированию разливов Нила. Страна превратилась в централизованную восточную деспотию.
С объединения Египта началась его династическая эпоха. Как уже упоминалось ранее, Манефон насчитал до 341 г. до н. э. всего 30 династий. Предпринятые в наши дни уточнения позволили выделить в хронологической системе следующие этапы:
протодинастический период (I–II династии) – 3000–2800 гг. до н. э.;
Древнее царство (III–VI династии) – 2880–ок. 2250 гг. до н. э.;
первый переходный период (VII–X династии) – ок. 2250– ок. 2050 гг. до н. э.;
Среднее царство (XI и XII династии) – ок. 2050–ок. 1700 гг. до н. э.;
второй переходный период (XIII–XVII династии) – ок. 1700– ок. 1580 гг. до н. э.;
Новое царство (XVIII–XX династии) – ок. 1580–ок. 1070 гг. до н. э.;
период упадка (XXI–XXX династии) – 1070–332 гг. до н. э., который завершился завоеванием страны Александром Великим.
Историки рекомендуют рассматривать приведенные даты как приблизительные. Они могут иметь погрешность в пределах нескольких столетий.
Цари, наследовавшие власть Менеса, продолжали его дело, но каждый по-своему. Один из них известен нам под именем «друга железа» (Мерибанен), другой – «корабельщика» (Бецау), третий – Какау, т. е. учредителя культов Аписа, Мневиса и др.
К этому периоду, по всей видимости, следует отнести зарождение наук, искусств, а также общих религиозных воззрений. Основу религии составляла вера в бессмертие и загробную жизнь, которая сохраняла все три элемента человека: его тело, душу и двойника (Ка). В конце этого периода появилась письменность и было изобретено искусство бальзамирования. Последнее было для египтян символом победы над смертью. Памятниками этой победы стали для них пирамиды. Они позволяли царям сохранить о себе долгую память в потомстве.
Эпоха Древнего царства ознаменована необычайно быстрым развитием архитектуры. Первый фараон III династии Джосер имел при дворе гениального архитектора – Имхотепа. Именно он положил начало эпохе пирамид, возведя в Саккаре (ок. 2780 г. до н. э.) гигантский погребальный памятник, включавший дворцы, алтари, хранилища, молельни. Пирамида высотой в 58 м и сопутствующие постройки представляют древнейшие возведенные человеком каменные сооружения. Полтора столетия разделяют пирамиды Джосера и Хуфу (по-гречески – Хеопса). В истории государства это был период стабильности, благоденствия и могущества. Их кульминацией явилась Великая пирамида, построенная около 2650 г. до н. э. и предназначавшаяся для захоронения Хуфу. Великая пирамида – крупнейшее из сооружений, когда-либо возведенных человеком (высота 147 м, а весь комплекс занимает пространство в 5,3 га; ее колоссаль- ные известняковые и гранитные блоки, некоторые из которых достигали в длину 6 м, подогнаны друг к другу на расстояние не толще волоса). Немногим уступают ей пирамиды преемников Хуфу – Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Члены царской семьи и знатные придворные имели собственные усыпальницы, расположенные рядами около пирамид правителей Древнего царства.
В начале правления IV династии фараон Уни при сооружении своей пирамиды ввел новшество, вырезав на ее внутренних стенах многочисленные иероглифические надписи, известные под названием текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с захоронением царя, а также с гарантиями продолжения его царствования в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии древнейшего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей этой династии, а также – с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями – в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.
Цари носили титул фараонов, т. е. почитались сыновьями Ра – бога Солнца. Как символ этого почитания и власти в их честь были воздвигнуты семьдесят грандиозных пирамид, которые непрерывным рядом тянутся на запад от Мемфиса. IV ди- настия дала миру величайшие пирамиды Гизе. По расчетам исследователей, на строительстве каждой из них трудилось не менее 100 тыс. человек в течение 20 лет. Материал для построек приходилось везти с Синайского полуострова и из Нубийской пустыни.
Геродот, в одном из своих путешествий 2,5 тыс. лет спустя после возведения пирамиды Хеопса, посетил этот район. Египетские жрецы рассказывали ему, что на пирамиде написано, сколько было съедено редьки, луку и чесноку строившими его рабами. Из этих данных явствует, что требовались десятки тысяч рабов, которых приводили сюда в результате победоносных войн.
Египет воевал постоянно. Мало какая акция по транспортировке строительных материалов для пирамид обходилась без военных столкновений с нубийцами и кочевыми племенами пустыни. Хроники жизни вельможи, участвовавшего в военных походах египтян во времена IV династии, свидетельствуют, что древним египтянам была чужда воинственность и все их столкновения с кочевыми племенами были связаны с постройками пирамид. После VI династии наступает «темный» период, не оставивший после себя памятников. Этот период завершает Древнее царство.
Так называемый первый переходный период в истории Егип- та стал временем и его первого упадка. Почти после 500-летнего периода величия Древнее царство распалось. Это было время VII–X династий, которое характеризуется ослаблением влияния центрального правительства, возрастанием могущества номархов, ростом междоусобиц между ними. Страну наводнили разбойники, в область Дельты проникли чужестранцы. Почитание богов было быстро забыто, богатства оказались в руках черни. В Египте царила нестабильность. Если верить хроникам Манефона, VII династия, включающая 70 мемфисских правителей, царствовала в общей сложности всего 70 дней! Однако некоторым из царей IX и X династий, царствовавшим в Гераклеополе, удалось восстановить порядок и стабильность. Так, Хети I изгнал азиатских завоевателей и возобновил торговые сношения с Сирией. Гераклеопольские цари были заняты войнами с другими правителями Среднего и Верхнего Египта.
Среднее царство – время царствования в Египте XI и XII ди- настий, которое охватывает вторую половину 3-го тыс. до н. э. В этот период произошло объединение полуавтономных номов после того, как последние гераклеопольские цари столкнулись с фиванскими номархами. Союзниками гераклеопольских царей стали правители соседнего с Фивами Копта. Верховным богом Копта был Мин. Именно он стал древнейшим египетским антропоморфным божеством, культ которого слился с почитанием Амона в Гермополе. Так, верховным богом египетских правителей, начиная с XII династии, становится Амон, а Фивы – признанной религиозной столицей Среднего царства.
Происхождение XII династии связывают с Аменемхатом I. Он правил в течение 30 лет (2080–1970 гг. до н. э.). Столицей государства цари XII династии сделали Ит-тауи, расположенный в 29 км южнее Мемфиса, откуда им было удобнее руко- водить строительными и иными общественными работами. В это время происходило территориальное расширение Егип- та. Была завоевана Нубия вплоть до второго нильского поро- га, основана торговая фактория в Керме, к югу от третьего порога.
При Аменемхате III (1455–1419 гг. до н. э.) в Фаюмской впадине, близ царской резиденции Ит-тауи, была создана сложная сеть каналов, в том числе канал Бар-Юсуф, который соединял столицу с Нилом. В несколько усовершенствованном и расширенном виде оросительная система Аменемхата используется и в наше время, спустя 4 тыс. лет.
Египтяне, жившие в более позднее время, оценивали этот период как, возможно, лучший в истории Египта. Цари XII династии строили храмы по всему Египту. Так, при Узертезене I был выстроен храм Тума в Илиополе, сделавшийся академией наук и богословской школой, проведены ирригационные работы в Фаюме.
Необходимость регулирования наводнений на Ниле, возможно, стала главной причиной перенесения столицы Среднего царства в Фивы.
Не только пирамиды, но и гораздо позже воздвигнутые величественные сооружения свидетельствуют о существовании в Египте такого общественного строя, при котором правитель мог неограниченно распоряжаться сотнями тысяч рабов. Например, для строительства в Фаюме системы гидросооружений, предназначенной для регулирования разливов Нила (так называемое Меридовое озеро), и расположенного рядом царского дворца (названного Геродотом «Лабиринтом») Аменемхату III необходимо было более 80 тыс. рабов. По масштабам того времени для этого требовалось вести войны не только для завоевания новых территорий. Результатом войн являлись завоевания, когда целые народы брались в рабство и переселялись в Египет.
Но истории известны и другие примеры, когда в результате набегов других народов завоевывались территория и народ Египта. После периода XII династии вновь наступает «темное» время. В Египте постоянно возникают смуты, страна распадается на части. Анархия привела к порабощению Египта варварами. Примером подобных событий является так называемое господство гиксосов в Египте, которое произошло в XVII в. до н. э. (по другим данным, в 2100 г. до н. э.).
- 1.1. Миграции как естественно-историческое основание этногенеза
- 1.2. Путешествие как фактор ассимиляции
- 1.3. Как этнологи изучают путешествия народов
- 1.4. Демографические понятия в этнологии
- Численность населения Земли
- 1.5. Экспедиции на этносы
- 1.6. Пассионарная концепция этногенеза л. Н. Гумилева
- 1.7. Цивилизационный принцип – от культуры к этногенезу
- 2.1. Доисторический человек, или игра в черепки
- 2.2. Палеолит, дитя плейстоцена
- Хронология плейстоцена и палеолита
- 2.3. Археологические культуры
- 2.4. Культуры палеолита, или искусство собирать камни
- 2.5. Культуры мезолита, или начала профессионализма
- 2.6. Тотем как странный аттрактор культурогенеза
- 2.7. Неолитическая революция и ее главная движущая сила
- 2.8. Аккультурация культурного пространства
- 2.9. Путешествия мегалитов и тотемные культуры
- 2.10. Исторические времена в интерьере культур неолита
- 3.1. Исторические времена оживляют исторические реки
- 3.2. Поздний бронзовый загар Европы
- 3.3. «Слава тебе, о Нил! Ты этой стране откровение и оживление Египту!»
- 3.4. Кто изучал Египет до Индианы Джонса
- 3.5. Хронология Древнего Египта в «династическом соусе» Манефона
- 3.6. Речная жизнь египетская
- 3.7. Напасти египетские
- 3.8. Откуда есть пошли египтяне
- Зорин Игорь Владимирович феноменология путешествий
- Часть I. Этнология путешествий