logo search
путешествие в туризм

1.1. Миграции как естественно-историческое основание этногенеза

Как бы по-разному ни определяли механизмы путешествия различные исследователи, все они сходятся в том, что путешествие всегда имеет форму миграции. Миграция означает переселение. Люди постоянно меняли места своего расселения под влиянием многих причин. Следствия ясны, версий множество, но причины до сих пор не выяснены. Достоверных ответов на вопрос: «откуда есть пошел человек?» – наука пока не дает. И хотя миграции людей и народов подобны течениям в океане, последние изучены намного лучше.

Принципы миграции наиболее полно были определены немецким путешественником, географом и естествоиспытате- лем Морицем Вагнером (1813–1887). В научных выводах он опирался прежде всего на результаты своих многочисленных путешествий – в Алжир, на Кавказ, Балканы, в Курдистан и Персию. Вместе с Шерцером Вагнер исследовал большую часть Южной и Центральной Америки. Миграционную теорию Вагнера обычно так или иначе связывают, пожалуй, с главной проблемой середины ХIХ в. – формированием научной концепции вида. Поэтому, перед тем как охарактеризовать сущность миграционной теории Вагнера, будет полезно кратко осветить проблему вида.

К началу ХIХ в. французский ботаник и путешественник де Кандолль дал устраивавшее многих определение вида как собрания сходных особей: «Вид есть собрание всех особей, сходных между собой более, чем с какими-либо другими организмами, способных при взаимном оплодотворении производить на свет плодовитое потомство и размножающихся путем смены поколений, так что, судя по аналогии, можно допустить их первоначальное происхождение от одной особи или от одной пары особей (мужской и женской)».

Надо сказать, что не только ботаники искали критерии сходства особей. Аналогичные вопросы возникали и у представителей других наук, в частности, у этнографов, когда они пытались классифицировать народности, хотя приоритеты представителей естественнонаучного цикла здесь налицо. Теорию вида как инвариантной биологической структуры разработал английский зоолог Джон Рей (1623–1705). Он писал: «Видовое тождество быка и коровы, мужчины и женщины вытекает из того, что они происходят от одинаковых родителей, часто от одной и той же матери; у растений точно так же самый верный признак принадлежности к одному виду есть происхождение от одного и того же растения. Формы, принадлежащие к различным видам, сохраняют неизменный характер своего вида, и никогда один вид не возникает из семян другого и наоборот». Это определение Рея великий шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) положил в основу классификации и описания животного и растительного царств как совокупности неизменяемых видов.

Выдающийся французский зоолог и естествоиспытатель Жорж Кювье (1769–1832) на долгое время закрепил в науке представление о неизменности вида, обосновав учение о геологических катастрофах, происходивших на Земле. Согласно этому учению, в различные геологические эпохи на Земле существовали вполне самостоятельные фауны и флоры, которые затем исчезали вследствие великих геологических переворотов и заменялись новыми, не находившимися ни в какой связи с предыдущими. Его «гипотеза специального творения» господствовала в науке до 60-х годов ХIХ в.

Первым идею изменчивости вида высказал в конце ХVIII в. французский ученый Жорж Луи Бюффон (1707–1788). Но родоначальником учения о трансформизме принято считать совре- менника Кювье, Жана Батиста Ламарка (1744–1829), который объяснял изменчивость видов изменением привычек и образа жизни у особей. Он утверждал, что между видом и разновидностью нет существенного различия и что существование вида без изменений ограничено лишь тем временем, покуда остаются без изменения условия его существования. Но только после того, как появились труды Герберта Спенсера (1820–1903), в науке утвердился взгляд о «специальном творении», согласно которому все геологические изменения на земной поверхности происходят постепенно, путем медленно, но постоянно действующих в течение огромных промежутков времени сил. Согласно новой теории, замена одних видов другими происходила постепенно.

К этому времени вышло в свет сочинение великого Чарлза Дарвина (1809–1882) о происхождении видов. Это бы- ло принципиально новое учение об эволюции органических форм. Важно понять, что многие положения своего учения Дарвин вынес из экспедиций и путешествий. Более того, именно путешествия сделали из, в общем-то, посредственного ученого – гения. Так, учась в Эдинбургском университете, он познакомился с ботаником Генсло, который рекомендовал Дарвина капитану Фицрою, предпринимавшему по поручению правительства кругосветное плавание на корабле «Бигль». В качестве натуралиста-коллектора Дарвин провел в кругосветном путешествии пять лет (с 1831 по 1836 г.) и ознакомился с природой во всем ее бесконечном разнообразии. За время путешествия в личности Дарвина произошли настолько разительные перемены, что, согласно мнению некоторых его биографов и учеников, именно они оказались катализатором его эволюционной теории (Тимирязев, Мечников, Wallace, Häckel, Nägeli, Fr. Müller). Жизнь пу- тешественника трудна. Она требует постоянных и длительных усилий, скупа на житейские радости. Дарвин, завоевывая себе место на вершине научного Олимпа, в полной мере осознал суть естественного отбора.

Принципиально учение Дарвина отличает объяснение способа происхождения новых видов путем естественного отбора. В основу его теории легли два основных фактора органического мира, в существовании которых нас убеждает ежедневный опыт: 1) изменчивость организмов в известных пределах; 2) наследственность. Благодаря им организм способен передавать потомству все свои морфологические и физиологические свойства. К этим двум основным природным факторам Дарвин присовокупил и третий – фактор борьбы за существование.

Впоследствии Августу Вейсману (1834–1914), немецкому зоологу и эволюционисту, занимавшемуся также и проблемой трансформизма, удалось доказать, что передаваться по наследству могут только прирожденные признаки, а не приобретенные в течение индивидуальной жизни каждой особи, как это допускал Дарвин. Но эта поправка не затронула существо дарвиновской теории. По мнению Дарвина, вследствие борьбы за существование между всеми организмами индивидуальные вариации между особями одного и того же вида не являются для них безразличными. Они могут быть более или менее полезны, более или менее вредны; в последнем случае одаренная ими особь быстро погибает, и возможное различие не будет передано по наследству. Наоборот, самые незначительные различия в окраске, строении органов, остроте чувств и т. п. могут быть выгодны для особи; одаренная ими особь имеет лишние шансы уцелеть в борьбе за существование и передать характеризующее ее различие по наследству своему потомству. Благодаря этому механизму и возникает разновидность, имеющая в борьбе за существование перевес над видом, давшим ей начало. Так, вид может распасться на несколько разновидностей, и естественный отбор поведет к тому, что наиболее отличающиеся разновидности будут брать перевес над промежуточными разновидностями.

Русский профессор А. Бекетов (1882–1902) подверг теорию естественного отбора разбору с общефизической точки зрения и отнес борьбу за существование к прерогативе действия внешних сил; в то же время он выделил условие «жизненного состязания, или антагонизма между организмами», которое определяется ограниченностью жизненного пространства земного шара.

Интересно, что географическое распространение животных и растений на земном шаре представляет также в целом ряд явлений, требующих происхождения одних видов от других. Так, заселение местности зависит от зоогеографических и фитогеографических границ. Развивая теорию Дарвина, Мориц Вагнер как раз и указал на трудность возникшей вариации сохранить- ся при возможности скрещивания с неизмененными особями и предложил особый закон миграции, согласно которому начало новому виду могло быть положено путем полного уединения его от родоначального вида. Не правда ли, в социальных системах путешествие людей как раз и создает данное условие, при котором закон миграции начинает действовать как фактор образования новых видов. Долгое время большинство этнографов опирались на закон Вагнера как на теорию, объясняющую механизм этногенеза. Отдельный представитель рода или племени, путешествуя, находится в вынужденной изоляции от своего племени, и его потомство, полученное от союза с представителями другого племени, аккумулирует признаки обоих родов, т. е. открывает начала новому этносу. Механизм вынужденного поведения путешественника хорошо передает теория ассимиляции.