Социальный состав учащихся гимназий и университетов (в %)
Сословие | Мужские гимназии | У ниверситеты | ||||||||||
1843 | 1863 | о ОО ОС | 1898 | 1914 | 1855 | 1863 | 1880 | 1895 | 1914 | 1914* | ||
Дворянство | 78,3 | 73,1 | 52,1 | 52,2 | 32,5 | 65,3 | 64,6 | 46,6 | 45,4 | 35,9 | 29,2 | |
Духовенство | 1,7 | 2,8 | 5,1 | 3,4 | 7,1 | 8,2 | 8,3 | 23,4 | 4,9 | 10,3 | 3,8 | |
Городское | - | - | 31,6 | 34,6 | 37,4 | 23,3 | 23,5 | 21,5 | 40,9 | 35,3 | 42,0 | |
Крестьянство | - | - | 6,9 | 7,1 | 20,0 | 1,0 | 1,6 | 3,3 | 6,8 | 14,5 | 20,8 | |
Прочие | 20,0 | 24,1 | 4,3 | 2,7 | 3,0 | 2,2 | 2,0 | 5,2 | 2,0 | 4,0 | 4,2 |
* Высшие учебные заведения технического профиля.
Доля учащихся из непривилегированных сословий за 1843-1914 гг. повысилась в гимназиях с 20 до 60 %, в университетах за 1855-1914 гг. — с 26 до 54 %, в технических институтах — до 67 %. В военно-учебных заведениях процент учащихся из потомственного дворянства с 1881 по 1903 г. сократился с 62 до 52. Вытеснение дворянства из учебных заведений, естественно, вело к его вытеснению из бюрократии и офицерского корпуса. Выходцы из потомственного дворянства среди классных чиновников в середине XIX в. составляли около 44 %, в 1897 г. — 31 %, в офицерском корпусе в 1844 г. — 73,5 %, в 1912 г. — менее 37 %. Образование являлось важнейшим каналом социальной мобильности, так как открывало возможности для карьеры на государственной или частной службе и получения титула личного или потомственного дворянства.
Все виды межсословных перемещений охватывали в крепостное время около 10 % каждого поколения, а в пореформенное время — более 20 %. Это немало, учитывая сословный характер русского общества той эпохи. Уровень социальной мобильности в городе был существенно выше, чем в деревне. До 1874 г. примерно на 70 % социальная мобильность была принудительной (переходы в солдаты происходили не по доброй воле); в пореформенное время принудительная мобильность осталась доминирующей, но в данный период вследствие индустриализации, урбанизации и аграрного перенаселения, которые вынуждали крестьян цокидать деревню, изменять профессию и социальный статус. Поскольку перемещения из крестьянства в бюргеры или военные были главными направлениями социальной мобильности и, как правило, сопровождались повышением социального статуса, можно сказать, что на протяжении XVIII-начала XX вв. в российском обществе преобладала восходящая мобильность.
Горизонтальная социальная мобильность в абсолютных цифрах охватывала большие массы населения, но при переводе этих данных в относительные показатели оказывалась незначительной. В 1678-1858 гг. в переселения было вовлечено до 4,7 млн человек, что составляло в среднем в год около 30 тыс., или 0,1 % среднегодовой численности населения, следовательно, 2-3 % от численности каждого поколения. Во второй половине XIX в. горизонтальная социальная мобильность, как и вертикальная, увеличилась примерно в 2 раза: в 1870-1915 гг. в пределах России переселились 8,1 млн человек по 233 тыс. человек в среднем в год, или 0,2 % среднегодовой численности населения.
Как и всюду в мире, в России жизненный успех отдельного человека зависел от социального происхождения, материальной обеспеченности, службы, образования и случая. Интересные результаты дает корреляционный анализ факторов социальной мобильности чиновников в первой половине XIX в. Карьера (при устранении влияния возраста) примерно на 31 % зависела от образования, на 18 % — от социального происхождения, на 12 % — от богатства (числа принадлежавших чиновнику крепостных душ) и на 39 % — от других факторов — здоровья, национальности, родственных и личных связей, способностей, активности, благоприятного стечения обстоятельств. Примечательно, что роль происхождения для карьеры была относительно невелика и уступала образовательному цензу — и это в период расцвета сословного строя. Вероятно, в пореформенном российском обществе сословный статус для жизненного успеха человека имел еще меньшее значение.
В развитом буржуазном обществе социальная мобильность была намного выше наблюдаемой в России даже в начале XX в., например в США в 1945-1957 гг. в нее было вовлечено от 61,5 до 67,7 % самодеятельного населения. Невысокая мобильность в крепостное время не обеспечивала представителям различных сословий равных возможностей для продвижения, но зато являлась одним из факторов высокой социальной стабильности дореформенного российского общества. Напротив, двукратный рост социальной мобильности в последней трети XIX-начале XX в. увеличил шансы у лиц из непривилегированных слоев на повышение социального статуса, но дестабилизировал общество и послужил фактором развития революционного движения, даже несмотря на то что восходящие потоки социальной мобильности скорее всего превышали нисходящие. Подтверждение этому находим в данных об участии выходцев из духовенства в революционном движении.
Своего пика приток церковников в революционные массы достиг в 1870-е гг.: 22 % народников происходили из духовенства, в то время как его доля во всем населении страны была в 24,4 раза меньше — 0,9 %. Но и в последующем вклад духовенства в революционные кадры был значителен: доля духовных лиц руководящего ядра эсеров — 9,4 %, большевиков — 3,7 %, кадетов — 1,6 %. Экс-семинаристами были И.В. Сталин, А.И. Микоян, Н.И. Подвойский, украинский националист С.В. Петлюра, лидер энесов А.В. Пешехонов, члены ЦК кадетской партии М.С. Адже- мов, Я.К. Имшенецкий, Н.В. Некрасов. Ф.Э. Дзержинский в юности мечтал о карьере ксендза. Среди многих объяснений революционной настроенности церковников самое социологичное и наиболее верное предложил в 1863 г. А.А. Фет: «Искусственное умственное развитие, раскрывающее целый мир новых потребностей и тем самым далеко опережающее материальные средства известной среды, неминуемо ведет к новым, небывалым страданиям, а затем и ко вражде с самою средою».
Исследователи, изучающие социальную мобильность, обнаружили, что в закрытых обществах люди, выбившиеся наверх, но не получившие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, рассматривают существующий строй как помеху к достижению своих законных целей и стремятся к радикальному его изменению. А образованные и талантливые люди среди опустившихся становятся лидерами революционного движения. Церковники, исключенные из семинарии, относились именно к этим категориям людей. Они происходили из духовного сословия — образованного, но бедного, презираемого снизу и сверху. В семинарии они осознавали, как трудна и тяжела дорога к священническому сану, а награда ■— ничтожна. Карьеру в церковной иерархии могли сделать 3-5 % семинаристов — тем, кому удавалось поступить в духовные академии. Остальных ожидала хорошо известная им судьба сельского священника — бедность, безвыездная жизнь в темной деревне и сложные отношения с крестьянами. И это после 6 лет учебы и 8—10 лет послесеминарской службы! Вот почему бросившие семинарию или из нее исключенные часто находили свое призвание в революционном движении.
Итак, к 1917 г. сословия юридически утратили важнейшие специфические привилегии и превратились в классы. Однако, как это часто бывало в России, закон обгонял и жизнь, и массовые представления о социальной структуре общества, и социальные отношения, и социальное поведение. Социальные традиции оказались весьма живучими и служили препятствием для полной трансформации сословий в классы. Сословная парадигма, упраздненная юридически, не была окончательно ликвидирована фактически и психологически, хотя в общественной практике и в массовом сознании она, безусловно, к 1917 г. потеряла свое прежнее значение. Общество пореформенного периода можно назвать протоклас- совым. Существование сословий с различными, а иногда и враждебными субкультурами, с огромной имущественной дифференциацией между ними и внутри себя затрудняло формирование не только среднего класса и гражданского общества, но также и единой российской нации, объединенной единой культурой, единой системой ценностей, единым законом. Наличие в составе России других национальностей еще более замедляло этот процесс. В результате складывание российской нации и единого национального государства к 1917 г. не завершилось.
Основные тезисы
-
Московское государство было обществом этакратическим с элементами сословности.
-
Общество второй половины XVII-XVIII в. было протосословным.
-
Сословный строй сложился к концу XVIII в., законодательно закреплен «Жалованными грамотами дворянству и городам» в 1785 г. и вторично в «Своде законов Российской империи» 1832 г. Закон определил четыре главных сословия, которые с точки зрения престижа ранжировались как дворянство — духовенство — городское сословие — крестьянство.
-
После Великих реформ сословия стали превращаться в классы и профессиональные группы, но процесс этот к 1917 г. не завершился: пореформенное общество — протоклассовое.
-
Сословия и классы формировались в значительной степени стихийно в процессе взаимодействия социальных групп друг с другом и с государственными структурами, в конфликтах и взаимных уступках, под руководством государства, которое юридически оформляло компромисс, делая процесс образования сословий и классов по возможности цивилизованным.
-
Сословия являлись одновременно и реальными социальными единицами, и воображаемыми сообществами. Люди ощущали себя и воспринимали других в рамках сословной парадигмы — как крестьян, дворян, духовных, мещан и т. п.; люди добровольно играли роли крестьян, дворян, духовных, мещан и пр., как они прописывались в законе или обычае. Однако, имея в виду всероссийский или губернский уровень (кроме дворянства, которое составляли губернские и уездные корпорации), можно сказать, что сословия являлись воображаемыми или статистическими сообществами, поскольку представители отдельных сословий не были объединены ни на всероссийском, ни на губернском уровне.
-
Образование сословий было большим социальным достижением российского общества. Четкое определение в законе прав и обязанностей отдельных сословий ставило отношения между сословиями и между сословиями и государством в рамки закона, защищало людей от административного, судебного и другого произвола, развивало уважение к закону и закономерному общественному порядку, создавало предпосылки для возникновения гражданского общества и правового государства.
-
Сословия были разделены внутри себя на страты. У дворянства и городского сословия средняя страта была слабой, низшая, состоявшая из бедных и неимущих, — многочисленной; богатство сосредоточивалось в руках малочисленной высшей страты. Имущественное расслоение среди духовенства было незначительным. Крестьяне до самой революции 1917 г. оставались в имущественном и социальном отношениях слабо дифференцированными.
-
Социальная структура всего населения в имперский период медленно изменялась вследствие того, что сословия были открытыми на входе и выходе, что предписанный, или наследственный, статус не блокировал социальную мобильность, хотя и сдерживал ее.
-
В крепостное время внутрисословная мобильность была высокой у всех сословий; межсословная мобильность у дворянства, духовенства, бюргеров и разночинцев была достаточно высокой, а у крестьянства — низкой. Все виды межсословных перемещений охватывали до 10 % каждого поколения. На 70 % социальная мобильность была принудительной. Преобладала восходящая социальная мобильность. Уровень социальной мобильности в городе был выше, чем в деревне.
-
Во второй половине ХГХ-начале XX в. внутрисословная мобильность оставалась высокой; основные направления межсословных перемещений были прежними: из крестьянства— в городское сословие, из духовенства— в дворянство и городское сословие. Но уровень межсословной социальной мобильности возрос примерно в 2 раза, открытость сословий увеличилась. Восходящая социальная мобильность, как правило, превосходила нисходящую, структурная мобильность—добровольную.
-
В крепостное время в горизонтальную мобильность вовлекалось 2- 3 % людей, во второй половине ХГХ-начале XX в. — 5-6 %, т. е. в 2 раза больше.
12. Низкая социальная мобильность до 1860-х гг. не обеспечивала представителям различных сословий и населению разных регионов равных возможностей для продвижения, но служила одним из факторов высокой социальной стабильности дореформенного российского общества. Двукратный рост социальной мобильности в последней трети Х1Х-начале XX в. увеличил шансы у лиц из непривилегированных слоев повысить социальный статус, но дестабилизировал общество и послужил фактором развития революционного движения.
Вопросы для размышления и повторения
-
В чем сходство и различие понятий касты, сословия и класса?
-
Когда сформировались сословия и почему образование сословий было большим социальным достижением? Когда сословия перестали существовать?
-
Каким образом складывались сословия и классы?
-
Что такое социальная мобильность, какие виды социальной мобильности существуют, какое она имеет значение для общества и отдельного человека?
-
Какое сословие было самым открытым, самым закрытым и почему и какое это имело значение для отдельных сословий?
-
Трудно ли было в России недворянину стать дворянином, сколько в среде дворянства было выходцев из крестьян, мещан и купцов, и наоборот?
-
Всегда ли дворянин был богатым человеком? Российское дворянство было бедным или богатым сравнительно с дворянством Запада?
-
Как и почему происходила утрата дворянского статуса?
-
Кто и как мог стать священником? Многочисленным ли было духовенство в России сравнительно с западными странами? Как соотношение церковников и прихожан сказывалось на деятельности причта?
-
Почему народ в массе относился к духовенству негативно, какие это имело социальные последствия?
-
Какое сословие было самым образованным в России и почему?
-
Слово «мещанин» в современном языке означает «обыватель», человек узких взглядов, примитивный. Кого называли мещанами в дореволюционной России? Чем они занимались? Мог ли мещанин стать дворянином или купцом?
-
Что такое коэффициент Джини?
-
Каков был уровень неравенства среди различных сословий?
-
Каков был уровень материального и социального неравенства среди крестьян? Мог ли крестьянин изменить свой социальный статус?
-
От каких факторов и в какой степени зависела карьера человека?
-
Каково было соотношение различных сословий, как и почему оно изменялось во времени?
-
Если соотношение сословий более чем за два столетия не изменилось, значит ли это, что социальная структура общества и само российское общество также не изменились? В чем же тогда выражалась социальная динамика?
-
Что такое средний класс? Велик ли он был в России, больше или меньше, чем в западноевропейских странах?
- Глава II
- 1. Дворянство
- Стратификация дворян-помещиков в 1727-1905 гг. В Европейской России
- Духовенство
- Состав православного приходского духовенства в России в 1738-1913 гг.
- Городское сословие
- Стратификация городского сословия в Европейской России без Польши и Финляндии в XVIII-начале XIX в. (в %)
- Тыс. Против 116,4 тыс.
- Крестьянство
- Стратификация крестьянства Европейской России в 1495-1860 гг.
- Социальная структура населения в Европейской России без Польши и Финляндии в XVII-начале XX в. (в %)
- Межсословная социальная мобильность
- Социальный состав учащихся гимназий и университетов (в %)