Состав православного приходского духовенства в России в 1738-1913 гг.
Год | Священ ники | Дьяконы | Причет ники | Всего | Прихожан на одного | ||||||||
тыс. | % | тыс. | % | тыс. | % | тыс. | % | клири ка | священ ника | ||||
1738 | - , | 37 | - | 10 | - | 53 | - | 100 | 205 | 553 | |||
1783 | 27,3 | 29 | 13,4 | 14 | 54,6 | 57 | 95,3 | 100 | 250* | 873* | |||
1824 | 34,1 | 31 | 15,1 | 14 | 59,7 | 55 | 108,9 | 100 | 316 | 1008 | |||
1830 | - | 31 | - | 14 | - | 55 | -• | 100 | - | - | |||
1836 | 32,4 | 31 | 15,2 | 14 | 58,7 | 55 | 106,3 | 100 | - | - | |||
1860 | 37,8 | 33 | 12,6 | 11 | 64,1 | 56 | 114,5 | 100 | 457 | 1371 | |||
1880 | 37,0 | 40 | 7,6 | 8 | 48,1 | 52 | 92,7 | 100 | - | - | |||
1890 | - | 43 | - | 13 | - | 44 | - | 100 | — | - | |||
1904 | 47,7 | 45 | 14,7 | 14 | 44,2 | 41 | 106,6 | 100 | 826 | 1844 | |||
1913 | 50,4 | 45 | 14,9 | 14 | 45,7 | 41 | 111,0 | 100 | - | - |
* 1796 г.
В 1738 г. один православный клирик обслуживал 205 прихожан обоего пола, включая детей, в 1824 г. — 316, в 1904 г. — 826, т. е. за 166 лет нагрузка увеличилась в 4 раза. На главную фигуру причта — священника нагрузка возросла в 3,3 раза. На Западе у католиков на одного священника (других категорий церковников у них не было) приходилось в конце XVIII в. около 300 прихожан, у протестантов — 1100, в середине XIX в. — соответственно 700 и 1700, в начале XX в. — соответственно 690 и 2260 прихожан. Иначе говоря, православный священник обслуживал в 2-3 раза больше прихожан, чем католический, но в 1,24 раза меньше прихожан, чем протестантский. Отсюда проистекало и качество религиозной работы, и тяжесть содержания причта для прихода, и величина дохода причта. Всегда отмечалось высокое качество работы католических священников, плохая материальная обеспеченность православного причта. У одного православного российского церковника было в 2,7-4,4 раза меньше прихожан, чем у протестантского, и в 1,2-1,5 раза меньше, чем у католического до конца XIX в. Только в конце XIX-начале XX в. у католического священника стало меньше прихожан, чем у православного. Поскольку в конечном итоге притч содержали прихожане, то православным это обходилось в 2,7—4,-4 раза дешевле, чем протестантам, и в 1-1,5 раза дешевле, чем католикам. Соответственно доходы, или оплата труда, православных церковников была самая низкая, на что они постоянно жаловались.
Структура приходского духовенства в XVIII-начале XX в. подвергалась изменениям. После церковных реформ в первой четверти XVIII в. и до начала 1780-х гг. происходило уменьшение доли священников и увеличение доли дьяконов и причетников. С конца XVIII в., и особенно в пореформенное время, доля священников и дьяконов имела тенденцию возрастать, а доля причетников — уменьшаться. К 1913 г. доля священнослужителей увеличилась до 59 %, а доля церковнослужителей уменьшилась до 41 % — произошел позитивный качественный сдвиг. Поскольку первые имели более высокий социальный статус, лучшее образование, более высокие доходы, чем вторые, структурные сдвиги благоприятно сказались на общем социальном статусе духовенства и на его благосостоянии, которое повышалось также и благодаря другим мерам, принимаемым духовными и светскими властями. Реальные доходы приходского духовенства возросли за 1714-1913 гг. не менее чем в 3 раза, в том числе за 1714-1850-е гг. — до 2,5 раза.
По доходам различия между тремя стратами в течение XVIII-XIX вв. были умеренными и снижались: в 1738 г. коэффициент Джини по доходам священников, дьяконов и причетников составил 0,45, в 1787-1860 гг. — 0,33, а в 1904-1913 гг. — 0,30. Это объяснялось главным образом увеличением доли священнослужителей и снижением доли церковнослужителей. Доходы духовенства были ниже, чем у дворян, и более равномерно распределялись как между отдельными группами духовенства, так и между отдельными причтами.
Духовная карьера строилась в значительной мере на традиционном иерархическом принципе с продвижением по служебной лестнице. Например, в 1830 г. места причетников замещались на 21 % детьми священников, на 9 % — детьми дьяконов и на 70 % — детьми причетников. Статусы не являлись наследственными, но мобильность у представителей разных страт была различной. Самыми мобильными были дети дьяконов, затем — дети священников и, наконец, дети причетников, что определялось полученным образованием: семинарское или академическое образование почти гарантировало получение места священника. Но священникам и дьяконам, материально лучше обеспеченным, дать своим детям образование было легче, чем причетникам, поэтому и мобильность последних была минимальной. В результате церковных реформ 1860-х гг. перемещения внутри духовенства возросли ввиду огромного оттока хорошо образованных детей духовенства в другие сословия.
- Глава II
- 1. Дворянство
- Стратификация дворян-помещиков в 1727-1905 гг. В Европейской России
- Духовенство
- Состав православного приходского духовенства в России в 1738-1913 гг.
- Городское сословие
- Стратификация городского сословия в Европейской России без Польши и Финляндии в XVIII-начале XIX в. (в %)
- Тыс. Против 116,4 тыс.
- Крестьянство
- Стратификация крестьянства Европейской России в 1495-1860 гг.
- Социальная структура населения в Европейской России без Польши и Финляндии в XVII-начале XX в. (в %)
- Межсословная социальная мобильность
- Социальный состав учащихся гимназий и университетов (в %)