Стратификация крестьянства Европейской России в 1495-1860 гг.
Годы | Число | Население, | Зажиточные | Средние | Бедные |
дворов | тыс. | % | |||
1495-1505 | 5038 | - | 15 | 53 | 32 |
1600-1750 | 3479 | 24353 | 15 | 53 | 32 |
1751-1800 | 34116 | 235036 | 10 | 48 | 42 |
1801-1860 | 39178 | 286863 | 23 | 53 | 24 |
Социальная и имущественная однородность крестьянства в значительной степени обусловливалась высокой мобильностью внутри самого сословия. До реформ 1860-х гг. крестьяне довольно легко переходили из одной страты в другую — более 80 % крестьян в течение жизни изменяли свой первоначальный статус. Но в пореформенное время внутрисослов- ная мобильность обнаружила тенденцию к снижению, в результате чего в начале XX в. только около половины крестьян переходило в течение жизни из первоначальной страты в другую, вторая половина все время оставалась в своей страте.
U.S. Средний класс и разночинцы
Считается аксиоматичным, что в буржуазном обществе классы существуют в единстве и взаимодействии и поэтому оно нуждается в среднем классе как классе-посреднике. Именно он является консолидирующей силой, гарантом демократического режима, стабильности, общественного порядка и эволюционного мирного развития общества. Однако любое общество, для того чтобы быть обществом, а не конгломератом индивидуумов и социальных групп, нуждается в социальном посреднике. Л раз есть потребность, должна быть и соответствующая общественная структура. Кто выполнял эту роль в доклассовом российском обществе?
В крепостное время сословия также существовали в единстве и взаимодействии, хотя единства между ними было намного меньше, чем в буржуазном обществе, а взаимодействие происходило почти исключительно на микроуровне, т. е. на уровне повседневного межличностного общения — на ярмарке, в церкви, в присутственном месте, суде, на службе и т. д. Частота межсословных браков показывает, что в городе сословия взаимодействовали довольно интенсивно, а в деревне слабо: в городе доля межсословных браков равнялась среди духовенства 81 %, среди дворянства — 78 %, среди купцов — 37 %, среди мещан и крестьянства — 59 %, среди разночинцев — 38 %. В деревне браки, как правило, заключались между представителями одного сословия.
Роль социального посредника выполняла структура, которую Политическая полиция (3-е Отделение Императорской канцелярии) в 1820- 1850-е гг. называла «средним классом», а современники «средним сословием». «Средний класс — душа империи», по мнению полиции, включал богатых помещиков, купцов I гильдии, образованных людей и литераторов. Примерно так же идентифицировал эту социальную группу в 1856 г. общественный деятель конституционно-аристократического направления М.П. Позен: «Среднее сословие у нас всегда было. К нему принадлежало небогатое дворянство, чиновники, ученые, врачи, высшее купечество. Не образуя собою особого сословия в смысле юридическом, они на практике были им и составляли звено, связующее высшее сословие с низшим».
После Великих реформ, с появлением всесословных городских дум и земств, сословия, точнее их представители, получили возможность взаимодействовать на уровне города, уезда, губернии (мезоуровне). Наконец, в конце XIX-начале XX в., когда возникли региональные и общероссийские добровольные ассоциации, политические партии и с 1906 г. парламент, взаимодействие между нарождающимися классами, деградирующими сословиями вышло на национальный уровень (макроуровень). Тогда и зародился настоящий средний класс. В его состав входили так называемые цензовые граждане, которые получили избирательные права в 1864 г. для выборов в земства, в 1870 г. — в городские думы, в 1906 г. — в Государственную думу. Избирательные права получали те, кто отвечал имущественному цензу (отсюда и название «цензовые граждане»): либо владел недвижимым имуществом, либо имел торгово-промысловые свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью, либо арендовал отдельную квартиру и платил квартирный налог. Этот ценз выделил из населения малочисленный высший класс, но прежде всего средний класс — буржуазию (поскольку она покупала торговопромысловые свидетельства) и людей умственного труда (врачей, юристов, преподавателей, техническую интеллигенцию, лиц свободных профессий, чиновников), поскольку квартиры нанимала именно интеллигенция (рабочие и другой бедный люд снимали комнаты, углы, кровати). В 1907 г. число лиц, отвечавших имущественному цензу на право участия в выборах в Государственную думу, в 50 губерниях Европейской России равнялось 1288 тыс., эти же лица имели избирательные права и для выборов в городские думы и земства. Поскольку избирательным правом пользовались только мужчины старше 25 лет, то процент среднего класса надо определять делением числа цензовых граждан не на все население, а на число мужчин в возрасте 25 лет и старше. Тогда доля цензовых граждан составит
-
%. В это число входили представители не только среднего, но и высшего класса — около 60 тыс. семей, или 366 тыс. человек, что составляло около 0,34 % населения 50 губерний Европейской России. Следовательно, на долю среднего класса приходилось около 5,5 %, на долю низшего класса — 94,2 %, высшего - 0,3 % (во всей империи — с Сибирью, Закавказьем, Средней Азией и Польшей, процент среднего класса был, вероятно, немного ниже). В приведенные данные не вошли 490 тыс. кре- стьян-дворохозяев (только в 45 губерниях), имевших в собственности землю, так как по условиям избирательного закона они не образовывали особого разряда избирателей и не входили в состав землевладельцев. По определению средний класс включает мелкую буржуазию, а крестьяне- собственники как раз и являлись мелкой сельской буржуазией. Если их включить, доля среднего класса в 1906 г., накануне Столыпинской реформы, составит 7,7 %.
7,7 % — много или мало? Примерно таким по численности был средний класс на Западе в XVIII в., где лица богаче, чем ремесленники, и беднее, чем аристократы: купцы, мануфактуристы, банкиры, юристы, чиновники и другие представители интеллектуального труда составляли около 20 % городского населения и 4-5 % всего населения России. Но это в
-
раза, меньше, чем в Великобритании в 1911 г. (20,3 %), где почти не было фермеров, и в 2,8 раза меньше, чем в США в 1910 г. (21,4 %), если не учитывать фермеров, с учетом же фермеров (16,5 % трудоспособного населения) средний класс США увеличивался до 37,9 % и в 4,9 раза превосходил по численности средний класс России. Американский вариант показывает, почему Столыпинская реформа имела огромное значение для формирования отечественного среднего класса. За 1907-1916 гг. из общины вышли 3,1 млн дворов, и если всех дворохозяев отнести к мелкой буржуазии, то средний класс возрастет до 21,2 %. Однако неправомерно всех крестьян, выделившихся из общины, относить к мелкой буржуазии, так как многие из них давно перестали быть земледельцами, продали землю или сдавали ее в аренду, а сами работали на фабриках и заводах. Ограничимся теми, кто выделился на хутора и отруба, — это 1,5 млн дворохозяев. Но и в таком случае численность среднего класса к 1917 г. увеличилась до 3,2 млн и составляла около 14,5 % населения.
Итак, отставание России от развитых стран но численности среднего класса в дореволюционный период в существенной степени объяснялось неразвитостью института частной собственности: буржуазия — важнейшая часть среднего класса в индустриальную эпоху — без этого института не может развиваться. Вторая причина слабости среднего класса состояла в экономической отсталости страны. Чем более развита экономика, тем больше потребность в работниках умственного труда, тем, следовательно, многочисленнее средний класс. В 1914 г. национальный доход на душу населения, важнейший показатель уровня развития экономики, в России был меньше в 1,5 раза, чем в Австро-Венгрии, в 2,7 раза — чем в Германии, в 2,9 раза — чем во Франции, в 3,9 раза — чем в Великобритании и в 5,3 раза — чем в США.
Некоторые исследователи к «среднему сословию» относят разночинцев. Но с этим нельзя согласиться. Понятие «разночинец» имело два значения. Первое для обозначения людей, которые в силу обстоятельств откреплялись от своего сословия, но в момент переписи не успевали закрепиться за другим сословием. По закону они находились в переходном положении и были обязаны через определенное время приписаться к какому-нибудь сословию. Во втором значении к разночинцам относились все те, кто принадлежал к некоторым мелким социальным группам (например канцеляристы — мелкие чиновники без классного чина), имевшим особый, более привилегированный юридический статус, чем крестьяне и посадские, так как они были освобождены от налога и рекрутской повинности, но менее привилегированный статус, чем дворянство. Разночинцы были промежуточной социальной группой между податными и привилегированными сословиями. Численность разночинцев и их доля в населении в 1719-1833 гг. увеличивались (с 1,6 до 4 %), а в 1833-1913 гг. уменьшалась (с 4 до 0,2 %). Причина этого состояла в том, что в 1834 г. вошел в силу новый Свод законов, который более четко распределил население по сословиям, упразднил мелкие сословные группы и консолидировал основные. В результате реформ 1860-х гг. стимулы для перехода из одного сословия в другое резко снизились, так как были сняты многие сословные ограничения на право заниматься любой профессиональной деятельностью. Вследствие этого произошло уменьшение числа разночинцев. Существование такой значительной по численности социальной группы, как разночинцы, свидетельствует о том, что социальная структура русского общества была достаточно пластичной, а сословия — мобильными.
-
От этакратического общества к классовому
Московское государство являлось обществом бескастовым, бессословным и бесклассовым; его можно назвать этакратическим.
К концу XVIII в. в России в основных чертах, хотя и с некоторыми особенностями сравнительно с западноевропейскими странами, сформировались однородные социальные единицы, которые обладали определяющими признаками истинного сословия: 1) сословные права были закреплены в законе; 2) права являлись наследственными и безусловными;
3) имели свои сословные организации (дворянские собрания, городские думы, купеческие, мещанские, ремесленные, крестьянские общества и др.) и сословный, не зависимый от коронной администрации суд; 4) пользовались правом самоуправления; 5) обладали корпоративным духом, сословным самосознанием, менталитетом и этосом; 6) имели внешние признаки сословной принадлежности. По причине отсутствия в стране представительного учреждения российские сословия не имели только сословного представительства при верховной власти (в большинстве западноевропейских стран такие учреждения в XVIII в. тоже отсутствовали или не действовали). Однако дворянство, духовенство и бюргерство, а иногда и крестьянство (например в 1767 г. в Комиссии по сочинению нового уложения) обладали правом быть выслушанными правительством по вопросам о делах сословия и государства, как это практиковалось в некоторых странах Запада (Пруссия и др.). В наибольшей степени идеальному типу сословия соответствовало дворянство, в наименьшей — крестьянство.
Апогей развития сословного строя в России приходится на первую половину XIX в. благодаря тому, что в новом Своде законов 1832 г. социальная структура русского общества получила вторичное, еще более четкое юридическое оформление как строго сословная. Закон определил четыре главных сословия — дворянство, духовенство, городские обыватели и сельские обыватели. Даже после утверждения сословной парадигмы следует иметь в виду, что каждое из четырех сословий, как оно определялось в законе, никогда не составляло единого целого, а подразделялось на разряды, различные по своему юридическому положению. Всего к 1861 г. насчитывалось 68 сословных групп. Ни в одной европейской стране даже в период расцвета сословного строя также не существовало четких консолидированных сословий — дворянства, духовенства, горожан и крестьян. Четкая 3- или 4-членная сословная структура в европейских странах — не более чем теоретическая конструкция, идеальный, а не реальный тип сословного устройства общества.
Сословия только отчасти являлись плодами трудов законодателей, приписавших людей к тому или иному сословию, и дискурса политиков (социальных ученых тогда еще не было). Сословия сложились в значительной степени стихийно в процессе взаимодействия социальных групп с государственными структурами. И те и другие нуждались в правилах поведения и взаимодействия, т. е. в определении того, кто должен платить налоги, в какой форме и в каком количестве, кто должен защищать рубежи государства, замаливать грехи, пахать землю, торговать, поддерживать общественный порядок, управлять и т. д. Групповые интересы были разными, найти согласие было нелегко, но его в конце концов нашли в острой борьбе и при руководстве и посредничестве государства, которое, разумеется, имело и защищало свои собственные интересы. Консенсус состоял в установлении сословного строя, который и был закреплен в законодательстве. Дворянство, как более организованная, богатая и влиятельная группа, добилось статуса самого привилегированного сословия, духовенство, как менее богатая, организованная и влиятельная группа, — статуса менее привилегированного сословия, малочисленное и небогатое бюргерство — статуса непривилегированного сословия, а многочисленное, но неорганизованное и бедное крестьянство получило статус непривилегированного квазисословия.
Сословный строй действительно являлся социальным консенсусом; все находили в нем оправдания, резоны, смысл, даже крестьяне, которые оказались скорее среди проигравших, чем среди победителей. Из множества пословиц, выражающих народный взгляд на социальный строй дореволюционной России, чаще всего цитируются те, которые осуждают дворян (или бояр, бар), духовенство, критикуют суд, и забываются те, которые содержат примиряющий функционалистский взгляд на социальный строй: «На Руси дворянин, кто за многих один»; «Кабы не боярский разум да не мужичья простота, все бы пропали»; «Кто служит — тужит; а кто орет —песни поет»; «Без попа, что без соли. Без попа не приход»; «С боярами знаться — ума набраться»; «Мужик — Богу свеча, государю слуга»; «Купец торгом, поп горлом, мужик горбом». При этом народный разум признавал и верность теории конфликта, зафиксировав наличие глубоких противоречий между крестьянами и дворянством: «Барская хворь — мужицкое здоровье»; «Барин за барина, мужик за мужика»; «Боярин и в рубище не брат». Общественный порядок поддерживался и тем, что люди из непривилегированных сословий были в большинстве равнодушны к славе, богатству и жизненному успеху в дворянском смысле и могли находить религиозное оправдание, моральное утешение и своего рода компенсацию за свое непривилегированное положение в будущем царстве небесном, без чего им было бы трудно достичь душевного комфорта: «Жить — Богу служить»; «На этом свете помучимся, на том порадуемся». Как заметил тонкий психолог и поэт А.А. Фет: «Нравственно-христианское воспитание умягчает и возделывает духовную почву для плодотворного восприятия всего высокочеловечного, не ставя человека во враждебное отношение к своему жребию, как бы этот жребий ни был скромен».
Как ни парадоксально это звучит, но сословия являлись одновременно и реальными социальными единицами, и воображаемыми сообществами. Сословия были реальны, так как люди ощущали себя и воспринимали других в рамках сословной парадигмы — как крестьян, дворян, мещан и т. п., знали свои привилегии, права и обязанности в том виде, как они были прописаны в законе и формулировались в обычае, соглашались играть роли крестьян, дворян, мещан и т. п. Если государство или другие сословия покушались на права какого-нибудь сословия, оно их коллективно защищало. Отмена Павлом I некоторых принципиальных пунктов «Жалованных грамот дворянству и городам» была встречена протестами и гневом со стороны дворянства и купечества. Император был свергнут с престола и убит в значительной мере по причине нарушения привилегий, дарованных грамотами. Купечество, получившее в 1785 г. сословный суд, воспрепятствовало введению всесословного суда в 1820-1830-е гг., поскольку боялось затеряться среди дворянства. Знало и защищало свои права крестьянство, и не только с дубиной в руках, а жалобами и прошениями: «Не станет хлеба, барин даст», — говорили крестьяне, зная, что помещики по закону обязаны их кормить во время неурожая.
Однако есть существенная особенность российских сословий сравнительно с западноевропейскими в пору их расцвета — сословные интересы защищались, в том числе перед государством, не от имени всего российского дворянства, купечества, духовенства или крестьянства, а от имени дворянства N-й губернии, купечества N-ro города, духовенства N-ro прихода или крестьян N-й деревни. Представители отдельных сословий не были объединены ни на всероссийском, ни на губернском уровне, поскольку всероссийские и губернские сословные организации по закону запрещались до 1906 г. (кроме дворянства, консолидировавшегося в губернские и уездные дворянские общества в 1785 г.); они сплачивались только в рамках отдельного поселения, к которому были приписаны. Всероссийского дворянства, всероссийского купечества или всероссийского крестьянства не существовало в качестве реальных социальных единиц, как не существовало и рязанского крестьянства, тамбовского духовенства, сибирского купечества и т. п. Иногда Синод заступался за духовенство; изредка во второй четверти XIX в. петербургское или московское купечество пыталось говорить от имени всего городского сословия, но это не было постоянной практикой, закрепленной в законе. Поэтому, имея в виду всероссийский или губернский уровень (кроме дворянства), можно сказать, что сословия являлись воображаемыми или статистическими сообществами.
Классы, как и сословия, формировались в пореформенной России стихийно, в конфликтах и при взаимных уступках различных социальных групп и государства, под руководством последнего, которое юридически оформляло компромисс и делало процесс образования классов по возможности цивилизованным. И хотя складывание классовой структуры сопровождалось активным дискурсом среди общественности, политиков, ученых, юристов, он вряд ли влиял сколько-нибудь существенно на сам ход и направление процесса. Может быть, дискурс сказался на скорости классообразования, потому что под его влиянием государство до конца XIX в. тормозило обуржуазивание деревни и только с 1906 г. стало его поощрять. Огромное большинство населения даже не слышали о дискурсе, так как не умели читать. Как и в случае с сословиями, государство законодательно оформляло результаты классообразования, а юридическое утверждение классовой парадигмы способствовало ее более глубокому проникновению в массовое сознание и в жизнь.
Формирование сословий, а потом и классов в России происходило под западноевропейским влиянием: социальная структура в западноевропейских странах до некоторой степени задавала российскому правительству образец для подражания. Однако это влияние не следует преувеличивать. Копирование было внешним, суть процесса обусловливалась внутренними факторами. То, что сословный строй, сложившийся в России к концу XVIII в., был похож на сословный строй европейских государств XVIII в., где он уже разрушался, а не на сословный строй в момент его расцвета в XIII-XV вв., говорит не о силе влияния Запада, а скорее о том, что российское общество не нуждалось в классическом сословном строе, так как уже переросло его.
Важное значение в превращении сословий в классы и профессиональные группы имели, с одной стороны, юридическая и фактическая ликвидация привилегий дворянства, с другой—устранение правовой неполноценности мещанства и крестьянства. Ликвидация частновладельческого крепостного права в 1861 г., земская и судебная реформы 1864 г., городская реформа 1870 г., военная в 1874 г., а также отмена подушной подати и круговой поруки, телесных наказаний, паспортного режима и выкупных платежей за землю в 1907 г., включение дворянства в число налогоплательщиков, получение права на выход из общины в 1906 г., наконец, введение представительного учреждения и обретение гражданских нрав всем населением в 1905 г. привели к тому, что к 1917 г. все сословия юридически утратили свои специфические сословные права, сблизились друг с другом в правовом положении. Реформы способствовали постепенной трансформации сословий в классы и профессиональные группы. Дворяне-помещики сливались в одну социально-профессиональную группу с частными землевладельцами, дворяне-чиновники — с чиновника- ми-недворянями в профессиональную группу бюрократов, прочие категории личного и потомственного дворянства — с профессиональной интеллигенцией; происходило также «обуржуазивание» дворянства и «озе- меливание» буржуазии. Духовенство эволюционировало от сословия в сторону профессиональной группы духовных пастырей. Городское сословие превращалось в предпринимателей и рабочих. Крестьянство заполняло все профессиональные и классовые ниши. Высший, средний и низший классы также ассимилировали представителей всех сословий. Немало дворян пребывало на социальном дне. Приведем сословный профиль 8962 предпринимателей Петербурга и Москвы в 1913 г.: купцы — 44 %, крестьяне — 26 %, мещане — 15 %, разночинцы — 6,4 %, почетные граждане — 5,8 %, дворяне — 2,7 %. К 1917 г. подобный сложный сословный профиль имела любая профессиональная группа, будь то земледельцы, рабочие, прислуга, бюрократы, полицейские, офицеры; только пропорции были иными.
Завершение формирования подлинной классовой структуры общества происходит в ходе так называемой профессионализации, под которой понимается консолидация представителей отдельных профессий в профессиональные организации с целью коллективного отстаивания своего общественного статуса и контроля за той сферой рынка, где данная профессиональная группа осуществляет свои функции. Профессионализация сделала в пореформенной России значительные успехи. Но 12 лет, которые прошли после получения в 1905 г. легального права на создание любых ассоциаций, включая профсоюзы и политические партии, — слишком короткий срок, чтобы к 1917 г. всеобщая и глубокая профессионализация совершилась и настоящие классы буржуазного общества сложились. Однако старая сословная структура разрушилась. Слова «рабочий», «солдат», «чиновник» или «крестьянин» стали обозначать не только социальную группу, но и профессию. Складывание классовой структуры хорошо просматривается по данным о сословной принадлежности членов городских дум. До реформы 1870 г. городские думы состояли исключительно из представителей городского сословия. После реформы состав дум стал пестрым. Так, Петербургская городская дума в 1912 г. на 31,9% состояла из купцов и почетных граждан, на 25,5 % — из профессиональной интеллигенции, на 16,3 % — из чиновников (в том числе служащих дворян), на 14,4 % — из мещан, ремесленников и крестьян, на
-
% — из неслужащих дворян и на 5,6 % — из офицеров. Представители всех сословий сидели за одним столом и обсуждали общие проблемы — это поистине знаковая картинка рождавшегося буржуазного общества.
Чисто внешне социальная структура всего населения в имперский период изменилась мало (табл. И.6). Доля дворянства в населении страны за
-
1913 гт. уменьшилась с 2 до 1,5 %, духовенства — с 1,9 до 0,5 %, крестьянства — с 89,1 до 80,1 %, военные перестали существовать как сословная группа вследствие замены рекрутства всеобщей воинской повинностью; разночинцы «рассосались» между основными сословиями; зато доля городского сословия увеличилась с 3,9 до 17,6 %. За этой внешней малоподвижностью, как мы видели, скрывались принципиальной важности перемены—социальная структура в имперский период дважды трансформировалась — сначала из этакратической в сословную, а затем из сословной в классовую. Крестьянин в конце XVIII в. очень отличался от крестьянина в начале XX в. Это были совсем разные люди; они имели разные социальные статусы: между крепостным человеком помещика и государства в первом случае и свободным сельским обывателем во втором — огромная дистанция.
Таблица II.6
- Глава II
- 1. Дворянство
- Стратификация дворян-помещиков в 1727-1905 гг. В Европейской России
- Духовенство
- Состав православного приходского духовенства в России в 1738-1913 гг.
- Городское сословие
- Стратификация городского сословия в Европейской России без Польши и Финляндии в XVIII-начале XIX в. (в %)
- Тыс. Против 116,4 тыс.
- Крестьянство
- Стратификация крестьянства Европейской России в 1495-1860 гг.
- Социальная структура населения в Европейской России без Польши и Финляндии в XVII-начале XX в. (в %)
- Межсословная социальная мобильность
- Социальный состав учащихся гимназий и университетов (в %)