logo search
Учебное пособие - 85-91

Закон о собственности на территории рсфср

(Извлечения)

1. На территории Российской Федерации право собственности на землю, ее недра, воды, леса, другие природные богатства, основные производственные фонды, иные имущество и фонды регулируется законами РСФСР и автономных республик.

Указанные объекты собственности могут предоставляться Союзу ССР для осуществления общесоюзных задач на условиях и в порядке, устанавливаемых законами РСФСР и Союзным договором.

..........

2. Запрещаются и признаются недействительными все действия субъектов хозяйственных отношений, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам РСФСР.

Ознакомившись с текстами Законов, подумайте:

1. Какова была цель провозглашения суверенитета?

2. Какие новые черты в понимании суверенитета союзной республики (по сравнению с Конституцией 1977 г.) отразились в данных Законах?

3. Какие положения данных Законов вступали в явное противоречие с конституционными нормами СССР?

4. Какие последствия для СССР имело принятие данных Законов?

Было принято также Постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основы нового Союзного договора)».

На основе позиций, изложенных в этих документах, Съезд принял решение о разработке программы выхода РСФСР из социаль­но-экономического кризиса, причем эта программа была ориентирована прежде всего на республиканские, а не на союзные интересы.

Вскоре Верховный Совет УССР провозгласил суверени­тет Украины. Аналогичные решения утвердили Верховные Советы Молдавии, Армении, Белоруссии, республик Средней Азии.

Препятствием на пути процесса «располза­ния» Союза ССР в результате суверенизации республик должен был стать, по мнению союзного руководства, новый Союзный договор. О необходимости его разра­ботки говорилось еще на I Съезде народных депутатов СССР. Но в практическом плане работа над ним велась довольно вяло. Ска­зывалось противоречие концептуальных подходов союзного центра и республик: союзный центр исходил из идеи сохранения федеративного устройст­ва Союза, а республики стремились расширить свои полномочия, соглашаясь в лучшем случае на конфедерацию.

Согла­совать позиции Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик и приступить к непосредственной совместной работе над текстом нового договора удалось только к августу 1990 г. При этом руководящие политические силы республик Прибалтики и Грузии отказались от участия в работе подготовительного комитета по разработке но­вого Союзного договора, заявляя о стремлении к независимо­сти своих республик.

С целью противодействия сепаратизму республик в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР».