Особенности эллинистической культуры
Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и восточных элементов. Одним из основополагающих культурных явлений III—I вв. до н. э., без сомнения, следует считатьэллинизацию местного населения на восточных территориях, связанную с потоком греков-переселенцев, который хлынул на завоеванные земли. Греки и уже практически не отличимые от них македоняне, естественно, занимали в эллинистических государствах наиболее высокое социальное положение. Престиж этой привилегированной прослойки населения побуждал значительную часть египетской, сирийской, малоазийской знати подражать их образу жизни, воспринимать античную систему ценностей. На Ближнем Востоке в богатых семьях правилом хорошего тона было воспитывать детей в эллинском духе. Результаты не заставили себя долго ждать: среди эллинистических мыслителей, писателей, ученых мы встречаем немало выходцев из стран Востока.
Пожалуй, единственной областью, упорно сопротивлявшейся процессам эллинизации, была Иудея. Специфические особенности культуры и мировоззрения еврейского народа обусловливали его стремление к сохранению этнической, бытовой и особенно религиозной самобытности. В частности, иудейский монотеизм, представлявший собой более высокую ступень религиозного развития по сравнению с политеистическими верованиями греков, решительно препятствовал заимствованию извне каких бы то ни было культов и теологических идей. Правда, некоторые иудейские цари II—I вв. до н. э. (Александр Яшгай, Ирод Великий) были поклонниками эллинских культурных ценностей. Они возводили в столице страны Иерусалиме монументальные здания в греческом стиле, пытались даже организовывать спортивные Игры. Но со стороны населения такие начинания никогда не встречали поддержки, а часто проведение прогреческой политики наталкивалось на упорное сопротивление.
Вместе с тем, местная культура Ближнего Востока имела собственные традиции, причем в ряде стран (Египет, Вавилония) они были значительно более древними, чем греческие. Неизбежен был синтез греческих и восточных культурных начал. В этом процессе греки были активной стороной, чему способствовал более высокий социальный статус греко-македонских завоевателей по сравнению с положением местного населения, которое оказывалось в роли воспринимающей, пассивной стороны. Образ жизни, приемы градостроительства, «стандарты» литературы и искусства – все это на землях бывшей персидской державы выстраивалось теперь по греческим образцам. Обратное влияние – восточной культуры на греческую – в эпоху эллинизма менее заметно, хотя оно тоже было немалым. Но проявлялось оно на уровне общественного сознания и даже подсознания, в основном в сфере религии.
Важным фактором развития эллинистической культуры было изменение политической ситуации. Жизнь новой эпохи определялась не множеством враждующих полисов, а несколькими крупными державами. Эти государства различались, в сущности, лишь правящими династиями, а в цивилизационном, культурном, языковом плане представляли собой единство. Такие условия способствовали распространению элементов культуры по всему эллинистическому миру. Эпоха эллинизма отличалась большой мобильностью населения, но особенно это было характерно для «интеллигенции».
Если греческая культура прежних эпох была полисной, а восточных государств во многом локальной из-за слабых контактов, то в эпоху эллинизма впервые можно говорить о складывании единой мировой культуры.
Еще одним весьма значимым фактором культурной жизни эпохи эллинизма была активная государственная поддержка культуры.Богатые монархи не жалели средств на культурные цели. Стремясь прослыть просвещенными людьми, снискать славу в греческом мире, они приглашали к своим дворам знаменитых ученых, мыслителей, поэтов, художников, ораторов и щедро финансировали их деятельность. Безусловно, это не могло не придавать эллинистической культуре в известной степени «придворный» характер. Интеллектуальная элита ориентировалась теперь на своих «благодетелей» – царей и их окружение. Культуру эпохи эллинизма характеризует ряд черт, которые показались бы неприемлемыми свободному и политически сознательному греку из полиса классической эпохи: резкое уменьшение внимания общественно-политической проблематике в литературе, искусстве и философии, порой неприкрытое подобострастие по отношению к власть имущим, «куртуазность», зачастую становившиеся самоцелью.
Птолемей I открыл в начале III в. до н. э. в своей столице Александрии центр всех видов культурной деятельности, особенно литературной и научной, – Мусей (или Музей). Непосредственным инициатором создания Мусея был философ Деметрий Фалерский. Мусей представлял собой комплекс помещений для жизни и работы ученых и писателей, которых приглашали в Александрию со всех концов греческого мира. Помимо спален, столовой, садов и галерей для отдыха и прогулок, он включал в себя также «аудитории» для чтения лекций, «лаборатории» для научных занятий, зоосад, ботанический сад, обсерваторию и, конечно же, библиотеку. Гордость Птолемеев, Александрийская библиотека была крупнейшим книгохранилищем античного мира. К концу эпохи эллинизма в ней насчитывалось около 700 тысяч папирусных свитков. Главой библиотеки назначался обычно известный ученый или писатель (в разное время эту должность занимали поэт Каллимах, географ Эратосфен и др.). Цари Египта ревностно заботились о том, чтобы по возможности все книжные «новинки» попадали к ним в руки. Был издан указ, согласно которому с кораблей, прибывавших в александрийскую гавань, изымались все имевшиеся там книги. С них делали копии, которые и отдавали владельцам, а оригиналы оставляли в Александрийской библиотеке.
Когда составлением библиотеки активно занялись также цари Пергама, Птолемеи, опасаясь конкуренции, запретили экспорт папируса за пределы Египта. Чтобы преодолеть возникший кризис с писчим материалом, в Пергаме был изобретен пергамент – особым образом обработанная телячья кожа. Книги из пергамента имели уже привычную нам форму кодекса. Однако, несмотря на все старания царей Пергама, их библиотека уступала Александрийской (в ней было около 200 тысяч книг) .
Создание крупных библиотек знаменовало собой еще одну новую реальность эллинистической культуры. Если культурная жизнь полисной эпохи во многом определялась устным восприятием информации, что способствовало развитию в классической Греции ораторского искусства, то теперь много информации распространяется письменным путем. Литературные произведения создаются уже не для декламации в общественном месте, не для чтения вслух, а для чтения в узком кругу или просто наедине с собой (скорее всего, именно в эпоху эллинизма впервые в истории возникла практика чтения «про себя»). Ораторы же блистали красноречием преимущественно при дворах могущественных владык. Их речи теперь характеризовали не гражданский пафос и сила убеждения, а вычурность и холодность стиля, техническое совершенство, когда форма преобладает над содержанием.
- 1) Понятие и значение Античной культуры.
- 2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте
- 3) Античная мифология (этапы формирования, олимпийские боги, их функции, греческие, латинские имена, героическая мифология)
- Периоды развития древнегреческой мифологии
- Герои Древней Греции – Персей
- 4) Крито-микенская культура. Основные особенности.
- 5) Греческая архаика. Основные достижения. Выдающиеся личности. Фалес, Демокрит
- Культура архаической эпохи
- 6) Греческая классика. Афины как один из греческих полюсов. Демократическое устройство. Выдающиеся политики. Архитектура. Скульптура. Театр.
- 7) Эллинизм. Эпоха и походы а. Македонского. Изменения социального устройства греческого мира. Развитие наук. Новые философские течения. Произведения литературы и других видов искусств.
- Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке. Завоевания Александра Македонского
- Порядки на завоеванной территории
- Особенности эллинистической культуры
- Религия в эпоху эллинизма
- Философская мысль
- Эллинистическая наука
- Литература
- Искусство
- 8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
- 9) Ранняя республика. Литература и искусство. Ранняя Римская Республика (509—265 гг. До н. Э.)
- 1. Государственное устройство республики.
- 2. Сенат.
- 3. Высшие магистраты.
- 4. Борьба патрициев и плебеев.
- 11) Поздняя республика. Литература и искусство. Поздняя Римская Республика (264-27 гг. До н. Э.) Рим становится мировой державой
- Первая Пуническая война
- Вторая Пуническая Война
- Третья Македонская война
- Третья Пуническая война
- Братья Гракхи
- Конец II и начало I века до н. Э.
- Диктатура Суллы
- Восстание Спартака
- 60-Е и 50-е годы
- Завоевание Римом Италии
- Завоевание Италии и Римско-Италийский союз
- Создание Римской Средиземноморской державы
- Искусство Древнего Рима периода Республики
- 12) Гражданские войны в Риме Гражданские войны в Риме
- Гражданские войны в период поздней республики
- Мир при Августе
- Гражданские войны в ранней и поздней Империи
- Гражданская война 238 года
- Гай Юлий Цезарь
- Октавиан Август и Марк Антоний
- Падение республики
- Императорский Рим Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. Э. — 235 г. Н. Э.) Правление Августа (31 г до н. Э. — 14 г н. Э.)
- Клавдий I
- Итог правления династии
- Династия Флавиев
- Династия Антонинов
- Династия Северов
- Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
- Правление Константина I Великого
- Образование Западной и Восточной Римских империй
- Распад Западно-римской империи
- Искусство периода Империи