Религия в эпоху эллинизма
Для эллинистической эпохи характерно повышение роли религии в жизни греческого общества. Но при этом основные черты верований становятся во многом иными по сравнению с религией предыдущего периода.
В новой ситуации иными стали важнейшие религиозные представления, включая саму концепцию божества. В колоссальных автократических государствах рядовой грек ощущал себя ничтожным даже перед лицом земных правителей. Что уж говорить о богах, которые казались теперь абсолютно несоизмеримыми с людьми по своему могуществу. И в то же время, как ни парадоксально, но в чем-то они стали ближе к людям: с ними можно было вступить в мистическое эмоциональное общение. В религии наблюдается меньше рационального практицизма и больше искреннего чувства.
Среди населения отмечаются настроения мистицизма, попытки обрести бога, более близкого к человеку, к отдельной личности. Распространяются разного рода мистерии, тайные культы, которые, по мнению их приверженцев, могли дать некое сокровенное знание и обеспечить благой удел после смерти. И в предшествующие эпохи мистический опыт не был совершенно чужд грекам (достаточно вспомнить элевсинские мистерии или культ Диониса), но в полисных условиях мистические течения представляли собой скорее периферийное культовое явление. Теперь же «нетрадиционные» направления в религии выходят на первый план, а в связи с этим начинается всеобщее увлечение магией, оккультизмом, пришедшей из Вавилона астрологией.
Претерпели серьезные изменения классические представления греков о богах. Древние культы большинства олимпийских божеств отошли на второй план, пожалуй, за исключениемЗевса, который в некоторых религиозных концепциях (например, в учении философа Клеанфа) приобрел статус универсального бога-миро-правителя. Но этот «философский Зевс» представлял собой скорее абстрактное понятие, чем традиционное антропоморфное божество. Во всяком случае, можно говорить о стремлении некоторой части интеллектуальной элиты, не удовлетворенной политеистическими верованиями, к монотеизму.
Новые объекты религиозного поклонения стали искать прежде всего на завоеванном Востоке. Огромной популярностью в греческой религии эллинистического периода пользовались культы египетской богини Исиды, малоазийской Кибелы (Великой Матери), иранского бога Митры и др. Для всех этих восточных культов был характерен ярко выраженный мистический и даже экстатический характер. Появлялись и новые, «смешанные» греко-восточные боги. Важнейшим из них был Серапис, культ которого ввели в Александрии в начале III в. до н. э. по приказанию Птолемея I два жреца – грек Тимофей и египтянин Манефон. Серапис, почитание которого со временем распространилось по всему эллинистическому Средиземноморью, сочетал в себе черты египетского бога Осириса и греческих богов Зевса, Аида и Диониса.
В обстановке политической нестабильности и постоянных войн возникло еще одно характерное эллинистическое религиозное явление – культ слепого случая, воплощавшегося в фигуре богини Тихе. Этот образ был совершенно чужд полисному мировоззрению греков, которые верили в закономерность бытия, в мировую гармонию и справедливость
Результатом той же неуверенности в завтрашнем дне стало возрастание интереса к вопросам загробного бытия человека. Этот интерес был свойствен религии эллинизма в значительно большей степени, чем традиционным греческим верованиям, отличавшимся жизнелюбием, ориентировавшим человека на земную жизнь, а не на посмертное существование.
Одним из важнейших устоев эллинистической религиозной идеологии явилось утверждение возможности существования «человекобожества».Согласно этой концепции, человек (конечно, не всякий, а прежде всего могущественный и удачливый правитель) мог быть фактически приравнен к божеству и удостоен соответствующих почестей. Александр Македонский первым в греческом мире воспринял характерную для Древнего Востока, но ранее чуждую античному менталитету традициюобожествления царей. По стопам великого завоевателя пошли диадохи и их потомки (Деметрий I Полиоркет был объявлен в Афинах живым богом). Впоследствии многие эллинистические монархи (особенно часто в птолемеевском Египте, в меньшей степени – в государстве Селевкидов) провозглашались богами – одни еще при жизни, другие после смерти. К их именам добавлялись эпитеты, подобающие лишь божеству: Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Явленный) или даже Тебе (Бог). В их честь учреждались культы, строились храмы, назначались жрецы.
Подобная практика свидетельствовала, что каким бы огромным ни ощущалось расстояние между людьми и богами, все же грань между ними постепенно стиралась. Появлялась категория людей, которые одновременно являлись и богами. Иными словами, возникла идея богочеловека, которая связывалась с представлением о Мессии – грядущем спасителе и освободителе. Более всего мессианизм был распространен в Палестине, где он принял наиболее яркие формы у ессеев – представителей одной из сект иудаизма. В документах ессеев, найденных археологами в пещерах близ Мертвого моря, очень образно рассказано о близком конце света и приходе божественного Мессии. Еврейское слово «Мессия» (т. е. помазанник) имело греческий эквивалент – «Христос». Таким образом, видно, что эллинистический мир стоял на пороге христианства.
- 1) Понятие и значение Античной культуры.
- 2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте
- 3) Античная мифология (этапы формирования, олимпийские боги, их функции, греческие, латинские имена, героическая мифология)
- Периоды развития древнегреческой мифологии
- Герои Древней Греции – Персей
- 4) Крито-микенская культура. Основные особенности.
- 5) Греческая архаика. Основные достижения. Выдающиеся личности. Фалес, Демокрит
- Культура архаической эпохи
- 6) Греческая классика. Афины как один из греческих полюсов. Демократическое устройство. Выдающиеся политики. Архитектура. Скульптура. Театр.
- 7) Эллинизм. Эпоха и походы а. Македонского. Изменения социального устройства греческого мира. Развитие наук. Новые философские течения. Произведения литературы и других видов искусств.
- Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке. Завоевания Александра Македонского
- Порядки на завоеванной территории
- Особенности эллинистической культуры
- Религия в эпоху эллинизма
- Философская мысль
- Эллинистическая наука
- Литература
- Искусство
- 8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
- 9) Ранняя республика. Литература и искусство. Ранняя Римская Республика (509—265 гг. До н. Э.)
- 1. Государственное устройство республики.
- 2. Сенат.
- 3. Высшие магистраты.
- 4. Борьба патрициев и плебеев.
- 11) Поздняя республика. Литература и искусство. Поздняя Римская Республика (264-27 гг. До н. Э.) Рим становится мировой державой
- Первая Пуническая война
- Вторая Пуническая Война
- Третья Македонская война
- Третья Пуническая война
- Братья Гракхи
- Конец II и начало I века до н. Э.
- Диктатура Суллы
- Восстание Спартака
- 60-Е и 50-е годы
- Завоевание Римом Италии
- Завоевание Италии и Римско-Италийский союз
- Создание Римской Средиземноморской державы
- Искусство Древнего Рима периода Республики
- 12) Гражданские войны в Риме Гражданские войны в Риме
- Гражданские войны в период поздней республики
- Мир при Августе
- Гражданские войны в ранней и поздней Империи
- Гражданская война 238 года
- Гай Юлий Цезарь
- Октавиан Август и Марк Антоний
- Падение республики
- Императорский Рим Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. Э. — 235 г. Н. Э.) Правление Августа (31 г до н. Э. — 14 г н. Э.)
- Клавдий I
- Итог правления династии
- Династия Флавиев
- Династия Антонинов
- Династия Северов
- Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
- Правление Константина I Великого
- Образование Западной и Восточной Римских империй
- Распад Западно-римской империи
- Искусство периода Империи