Периоды развития древнегреческой мифологии
І – Доолимпийский (3-е тыс до н.э.) К древнейшему - доолимпийскому - периоду относятся мифы о хтонических (от греческого слова хтон - земля) божествах. Хтонические божества связаны со стихийной, производительной силой земли и с подземным миром - царством мертвых.
Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.
Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).
ІІ – Олимпийский. Ранняя классика
В мифологии олимпийского периода (или ранняя классика), связанного с переходом к патриархату, появляется герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшие воображение человека задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Например Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте своё святилище. Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому поклоняются все остальные боги и демоны. Патриархальная община водворяется теперь на небе или на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с чудовищами, побеждает циклопов и заклинает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини – матери, получили новые функции в эпоху героизма. Гера, стала покровительницей браков и омоногамной семьи, Афина Паллада стала покровительницей честной, открытой и организованной войны, а Афродита стала богиней любви и красоты. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно – конструктивной деятельностью. Гермес превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство и торговлю. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего преображается природа, которая раньше была наполнена непонятными и страшными для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умеет находить в ней красоту, использовать природу для своих надобностей. Но всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратится за помощью против него. Теперь же гром и молния стали больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса, зависит, когда и для каких целей он пользуется своим перуном. К олимпийскому периоду миографы относят и подвиги Геракла, загадка Сфинкса, которую разгадал Эдип, Одиссей, который не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, что способствовало гибели сирен и др.
III. Поздний героизм
Поздний героизм это процесс разложения родовых отношений, формирование раннеклассовых государств в Греции нанеся отражение в Греческой мифологии, в частности в период героизма в гомеровском эпосе. В нём отразилась переходная ступень между старым, суровым героизмом и новым, уточенным. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растёт, они осмеливаются даже вступать в состязания с богами. Лирический Царь Тантал, который был сыном Зевса и пользовался всяческим благоволением богов, возгордился своей властью, огромными богатствами и дружбой с богами, похитил с неба амброзию и нектар и стал раздавать эту божественную пищу обыкновенным людям (Сизиф подсмотрел любовные встречи Зевса и Эгиды и разгласил эту тайну среди людей). Для той героической эпохи характерны мифы о родовом проклятии которое приводит к гибели нескольких поколений подряд. Тиванский царь Лай украл ребёнка и был за это проклят отцом этого ребенка. Проклятие лежало на всём роде Лая: сам он погиб от руки собственного сына Эдипа. Покончила с собой Иокаста жена сначала Лая и т. д. И это проклятие лежало на этой семье до тех пор пока она вся не была истреблена.
Вся Греческая Мифология пронизана прекращением и вдохновенной красотой, обладавшей колдовской силой. Представления о красоте прошло в Греческой Мифологии долгий путь развития от глубинных функций к благодетельным, от совмещения с безобразным к воплощению её в чистейшем виде, от фетишистской магии до малых и мудрых олимпийских муз. Греческая Мифология в историческом развитии – неисчерпаемый источник для освоения в плане эстетическом и раскрытия её художественного воздействия а литературе и искусстве.
- 1) Понятие и значение Античной культуры.
- 2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте
- 3) Античная мифология (этапы формирования, олимпийские боги, их функции, греческие, латинские имена, героическая мифология)
- Периоды развития древнегреческой мифологии
- Герои Древней Греции – Персей
- 4) Крито-микенская культура. Основные особенности.
- 5) Греческая архаика. Основные достижения. Выдающиеся личности. Фалес, Демокрит
- Культура архаической эпохи
- 6) Греческая классика. Афины как один из греческих полюсов. Демократическое устройство. Выдающиеся политики. Архитектура. Скульптура. Театр.
- 7) Эллинизм. Эпоха и походы а. Македонского. Изменения социального устройства греческого мира. Развитие наук. Новые философские течения. Произведения литературы и других видов искусств.
- Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке. Завоевания Александра Македонского
- Порядки на завоеванной территории
- Особенности эллинистической культуры
- Религия в эпоху эллинизма
- Философская мысль
- Эллинистическая наука
- Литература
- Искусство
- 8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
- 9) Ранняя республика. Литература и искусство. Ранняя Римская Республика (509—265 гг. До н. Э.)
- 1. Государственное устройство республики.
- 2. Сенат.
- 3. Высшие магистраты.
- 4. Борьба патрициев и плебеев.
- 11) Поздняя республика. Литература и искусство. Поздняя Римская Республика (264-27 гг. До н. Э.) Рим становится мировой державой
- Первая Пуническая война
- Вторая Пуническая Война
- Третья Македонская война
- Третья Пуническая война
- Братья Гракхи
- Конец II и начало I века до н. Э.
- Диктатура Суллы
- Восстание Спартака
- 60-Е и 50-е годы
- Завоевание Римом Италии
- Завоевание Италии и Римско-Италийский союз
- Создание Римской Средиземноморской державы
- Искусство Древнего Рима периода Республики
- 12) Гражданские войны в Риме Гражданские войны в Риме
- Гражданские войны в период поздней республики
- Мир при Августе
- Гражданские войны в ранней и поздней Империи
- Гражданская война 238 года
- Гай Юлий Цезарь
- Октавиан Август и Марк Антоний
- Падение республики
- Императорский Рим Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. Э. — 235 г. Н. Э.) Правление Августа (31 г до н. Э. — 14 г н. Э.)
- Клавдий I
- Итог правления династии
- Династия Флавиев
- Династия Антонинов
- Династия Северов
- Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
- Правление Константина I Великого
- Образование Западной и Восточной Римских империй
- Распад Западно-римской империи
- Искусство периода Империи