Искусство
Эпоха эллинизма – это время основания множества городов, в том числе и очень крупных. Соответственно по сравнению с предшествующими столетиями возрос уровень градостроительства, городской жизни. Города теперь строились по регулярному плану, с учетом последних научных достижений. Их прямые, широкие улицы застраивались величественными зданиями и колоннадами. Эллинистические столицы поражали воображение прибывавших греков, привыкших к миру небольших полисов, своими огромными размерами, благоустроенностью, роскошью.
Для архитектуры эллинистического периода характерна монументалъностъ. Стремление непременно возвести нечто грандиозное доходило порой до гигантомании. Соперничая друг с другом, цари старались увековечить свои имена помпезными постройками. Именно в эпоху эллинизма сформировался перечень так называемых семи чудес света. В этот перечень вошли самые грандиозные или необычные сооружения различных времен и народов, хотя при этом далеко не всегда самые совершенные в художественном отношении. Например, афинский Парфенон в перечень «чудес» не был включен. Два из семи памятников, считавшихся «чудесами», были негреческими по происхождению: египетские пирамиды и «висячие сады» в Вавилоне. Два памятника были созданы еще в классическую эпоху: статуя Зевса работы Фидия в Олимпии и гробница правителя Карии Мавсола в Галикарнассе, так называемый Мавзолей. Остальные три памятника-чуда являлись произведениями эллинистического искусства: храм Артемиды в Эфесе (в конце IV в. до н. э. восстановлен после пожара), Колосс Родосский – гигантская 35-метровая статуя солнечного бога Гелиоса на острове Юдос (возведена скульптором Харетом в III в. до н. э.) и Александрийский маяк, построенный архитектором Состратом Книдским в 280 г. до н. э. Стоявший на островке Фарос у входа в гавань Александрии маяк стал, пожалуй, самым знаменитым архитектурным памятником эпохи эллинизма. Он представлял собой 120-метровую многоярусную башню, в куполе которой горел мощный костер. Его свет, отраженный специальными зеркалами, был виден морякам за 60 километров от берега.
Главными целями, к которым стремились зодчие III—I вв. до н. э., были огромные размеры и внешняя роскошь, а не гармоническая согласованность всех элементов здания, как в предшествующие эпохи. Перестав быть соразмерной человеку, эллинистическая архитектура подавляла его.
В скульптуре художники эпохи эллинизма также отошли от традиций классики. Остались в прошлом величественная простота и безмятежность, характерные для лучших произведений ваятелей классической Греции. В новых условиях скульпторы вносили в свои творения значительно больше динамизма, старались подчеркнуть в скульптурных изображениях проявления бурных эмоций и страстей. Так, полна неудержимого движения «Ника Самофракийская» (III-II вв. до н. э.). Скульптурный фриз алтаря в Пергаме (II в. до н.э.), созданный в честь побед над галлами и изображающий борьбу богов с гигантами, является лучшим произведением пергамской школы скульпторов. Но в нем уже преобладает стремление к внешней эффектности, выражение динамизма и эмоциональности переходит в нагнетание «ужасов». В еще большей степени эти тенденции проявляются в скульптурной группе Агесандра, Полидора и Афинодора «Лаокоон» (I в. до н. э.). Конечно, и в эпоху эллинизма некоторые скульпторы продолжали ориентироваться на классические образцы. Автор «Афродиты Милосской» Агесандр (II в. до н. э.) изобразил богиню как бы застывшей в величавом и гармоничном спокойствии. Но произведений такого рода было немного.
В эллинистическую эпоху наряду с шедеврами скульптуры появилось особенно много массовой продукции, дешевой и не очень высокого качества. Так, крупнейшим центром выработки небольших статуэток из терракоты (обожженной глины) был беотийский город Танагра. Многие танагрские статуэтки, не являясь произведениями высокого искусства, тем не менее весьма изящны.
Культура эпохи эллинизма, бесспорно, представляла собой новый этап в истории античной культуры по сравнению с культурой эпох архаики и классики. Во всех сферах культуры появились новые (но «новый» – это вовсе не обязательно «высокий») явления, однако в то же время многие достижения предшествующих эпох оказались безвозвратно утраченными. Основные особенности культурной жизни были тесно связаны с появлением иных, неведомых полисному миру социально-политических и социально-экономических реалий. Изменились духовные интересы и запросы людей, и культура не могла не реагировать на эти изменения.
- 1) Понятие и значение Античной культуры.
- 2) Хронологические рамки (периоды), положение на географической карте
- 3) Античная мифология (этапы формирования, олимпийские боги, их функции, греческие, латинские имена, героическая мифология)
- Периоды развития древнегреческой мифологии
- Герои Древней Греции – Персей
- 4) Крито-микенская культура. Основные особенности.
- 5) Греческая архаика. Основные достижения. Выдающиеся личности. Фалес, Демокрит
- Культура архаической эпохи
- 6) Греческая классика. Афины как один из греческих полюсов. Демократическое устройство. Выдающиеся политики. Архитектура. Скульптура. Театр.
- 7) Эллинизм. Эпоха и походы а. Македонского. Изменения социального устройства греческого мира. Развитие наук. Новые философские течения. Произведения литературы и других видов искусств.
- Эпоха эллинизма на Ближнем Востоке. Завоевания Александра Македонского
- Порядки на завоеванной территории
- Особенности эллинистической культуры
- Религия в эпоху эллинизма
- Философская мысль
- Эллинистическая наука
- Литература
- Искусство
- 8) Римский период античной культуры. Основание Рима и период царей. Основные достижения, личности.
- 9) Ранняя республика. Литература и искусство. Ранняя Римская Республика (509—265 гг. До н. Э.)
- 1. Государственное устройство республики.
- 2. Сенат.
- 3. Высшие магистраты.
- 4. Борьба патрициев и плебеев.
- 11) Поздняя республика. Литература и искусство. Поздняя Римская Республика (264-27 гг. До н. Э.) Рим становится мировой державой
- Первая Пуническая война
- Вторая Пуническая Война
- Третья Македонская война
- Третья Пуническая война
- Братья Гракхи
- Конец II и начало I века до н. Э.
- Диктатура Суллы
- Восстание Спартака
- 60-Е и 50-е годы
- Завоевание Римом Италии
- Завоевание Италии и Римско-Италийский союз
- Создание Римской Средиземноморской державы
- Искусство Древнего Рима периода Республики
- 12) Гражданские войны в Риме Гражданские войны в Риме
- Гражданские войны в период поздней республики
- Мир при Августе
- Гражданские войны в ранней и поздней Империи
- Гражданская война 238 года
- Гай Юлий Цезарь
- Октавиан Август и Марк Антоний
- Падение республики
- Императорский Рим Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. Э. — 235 г. Н. Э.) Правление Августа (31 г до н. Э. — 14 г н. Э.)
- Клавдий I
- Итог правления династии
- Династия Флавиев
- Династия Антонинов
- Династия Северов
- Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг.)
- Правление Константина I Великого
- Образование Западной и Восточной Римских империй
- Распад Западно-римской империи
- Искусство периода Империи