logo search
15

Развитие страны в 90- годы. Внутренняя политика. События 1993 года, конституция. Чечня.

Продолжение курса экономических реформ. Политическая сис­тема России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти — Съезд народных депута­тов РФ и двухпалатный Верховный Совет.

Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б. Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Си­лами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли быв­шие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначе­ны советники президента — В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предос­тавил президенту широкие полномочия для проведения экономиче­ских реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России.

В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-эко­номистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных ре­форм в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен — освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные (рыночные) цены и тарифы был начат с янва­ря 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-техническою назна­чения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз.

Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня на­чала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражда­нам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей пере­шли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992—1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к поте­ре государственным сектором ведущей роли в экономике. Ваучерами назывались цепные бумаги (приватизационные чеки), удостоверяющие право их владельцев на долю государственной собственности

Однако изменение формы собственности не повысило эффектив­ности экономики. В середине 1993—1994 гг. падение промышленно­го производства составляло 21%, в том числе в машиностроении — 31%, в производстве предметов широкого потребления — 30%. Свы­ше половины товаров российского рынка приходилось на долю им­портной продукции. Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акцио­нерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управ­лять новыми производственными и финансовыми структурами с по­мощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фаб­рик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась раз­работка системы управления этими пакетами акций с целью воздей­ствия на деятельность предприятий негосударственного сектора.

Программа экономических реформ включала серьезные преобра­зования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсив­ного развития новых форм хозяйствования.

В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные об­щества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохо­зяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%.

Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхоз техники.

В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. — 9800, зерноуборочных комбайнов — соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск про­должал уменьшаться.

Недостаток сельхозтехники, особенно для фер­мерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствова­ния повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельско­хозяйственного производства в середине 90-х годов упал- на 70% в сравнении с 1991—1992 гг. На 20 млн голов уменьшилось поголо­вье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном — 57,9%.

Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.

Объем внутренней валовой продукции (в стоимостном выражении) в постсоветской России по сравнению с годами перестройки сократился в 1,7 раза. В 2 раза упало произ­водство промышленной продукции.

Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по разным подсче­там, их удельный вес в обществе составлял 35—65%).