logo
15

Перестройка, ускорение, итоги того и другого

Курс на «обновление общества». В середине 80-х годов к вла­сти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю. В. Андроповым. В марте 1985 г. Гене­ральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Совет Минист­ров СССР возглавил Н. И. Рыжков. М. С. Горбачев и поддерживав­шие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Суть «обновления общест­ва» его инициатор М. С. Горбачев видел в соединении социализма и демократии, в установлении «лучшего социализма». В состав По­литбюро ЦК партии были включены новые члены — лица, разделяв­шие идеи Генерального секретаря (Е. К. Лигачев, В. М. Чебриков, Э. А. Шеварднадзе). В числе секретарей ЦК находились Б. Н. Ель­цин и А. Н. Яковлев.

Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме шла речь о необходимости качест­венного преобразования общества, о неотложности глубоких перемен во всех сферах его жизни. Были намечены направления развития на­родного хозяйства и социальной сферы.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Успех ускорения связы­вался с более активным использованием достижений науки и техни­ки, децентрализацией управления народным хозяйством, расширени­ем прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось Д0' биться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с прове­дения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Широкое обсуждение нового правительст­венного курса проходило на массовых митингах граждан. На страни­цах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Сущность стратегии «обновления» разъяс­нял на встречах с партийно-хозяйственными активами разных горо­дов М. С. Горбачев. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения. Противники нового курса име­лись среди работников партийно-государственного аппарата. Для обеспечения реализации задач перестройки была проведена смена части партийных и советских руководителей. Были заменены предсе­датель Госплана СССР, главы МВД и МИД, секретари ЦК компар­тий большинства союзных республик и т. д.

XXVII съезд КПСС (февраль 1986 г.) подтвердил правильность избранного руководством страны курса на ускорение преобразований в экономике, на обновление форм и методов работы политических структур. Как и прежде, этот курс связывался с решением задачи со­вершенствования социалистического общества.

Реформа политической системы. В 1985—1986 гг. развернулась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд бывших государст­венных деятелей. При Политбюро ЦК КПСС создавалась комиссия во главе с А. Н. Яковлевым с целью дополнительного изучения докумен­тов репрессированных в 30-е — начале 50-х годов граждан. Были реа­билитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 30-х годов. В числе реабилитированных находились Н. И. Бухарин и А. И. Рыков, группа профессоров-экономистов (А. В. Чаянов и др.).

Демократизации общественно-политической жизни способствова­ло введение альтернативных выборов партийных секретарей в пар­тийных организациях.

В конце 80-х годов преобразования коснулись структуры госу­дарственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партий­ная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о зада­чах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зре­ния М. С. Горбачева о назревшей необходимости экономической ре­формы и преобразовании политической системы общества. Конфе­ренция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической рефор­ме. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических струк­тур общества.

Учреждался новый орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, кото­рый превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М. С. Горба­чев).

В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депу­татов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоя­лись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их чис­ле — Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Сахаров, А. А. Собчак, Ю. Н, Афанасьев, Ю. Д. Черниченко. I Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его председателем был избран М. С. Горбачев.

Создание политических партий и движений. В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много­численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась сти­мулом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации — Крестьянская, Аграрная, Народная партии России, Республиканская партия Российской Федерации, Демократическая партия России и др. В своих программах они выступали за демократическое государство, за прове­дение экономических и политических реформ. Многие партии призна­вали необходимость создания смешанной экономики, но расходились в выборе путей для се формирования. Руководители большинства но­вых организаций полагали необходимым для выхода из кризиса осу­ществить требуемые реорганизации сверху.

Раскол в рядах КПСС привел к возникновению нескольких пар­тий социалистической (коммунистической) ориентации. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия ком­мунистов (РПК). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Начали действовать партии социал-демократического направле­ния. За возрождение национального самосознания и сильного госу­дарства — но в разных формах — выступали партии и движения на­ционально-патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.).

Время существования многих партий оказалось кратким, они рас­падались, сливались с другими организациями. Возникали новые по­литические группы и блоки, и все они активно участвовали в обще­ственной жизни СССР. В центре политической борьбы за власть на рубеже 80—90-х годов оказались партии коммунистической и либе­ральной ориентации. К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева. В значитель­ной мере этому способствовало ухудшение экономической ситуации в СССР. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности.

Экономическое развитие

Экономическая реформа. Первые годы «перестройки» мало за­тронули существующую экономическую систему.

Одним из показателей тяжелого состояния экономики и царив­шей в ней бесхозяйственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытаний турбогенератора произо­шел взрыв атомного реактора на одном из блоков АЭС. Информация об аварии не сразу стала достоянием населения и мировой общест­венности. Это явилось одной из причин глобального характера по­следствий катастрофы

Катастрофа на АЭС ускорила принятие экономической реформы (1987 г.). Главная ее направленность заключалась в переходе от пре­имущественно административных к экономическим методам управле­ния производством. Но существа административно-командной систе­мы реформа не затрагивала. Принимались законодательные акты с целью совершенствования управления экономикой. Упразднялись некоторые министерства и ведомства, расширялась самостоятель­ность предприятий. Несмотря на все принятые меры, плановые зада­ния в области народного хозяйства не выполнялись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продовольствия и това­ров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему от­части способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х годов большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития. В качестве се составных частей рекомендовались: сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством, обновление отно­шений собственности и становление рынка. О целесообразности раз­вития рыночной экономики, конкуренции и предпринимательства го­ворилось в решениях XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.).

На пути к рыночной экономике. На рубеже 80—90-х годов были разрешены индивидуальная трудовая деятельность и создание кооперативов по производству нескольких видов товаров. Широкими правами наделялись предприятия (Закон о государственном предпри­ятии, 1987 г.). На центральные планирующие организации возлага­лись обязанности по определению контрольных цифр хозяйственного развития и размеров государственного заказа. Предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию. Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этого положения. Был принят Закон «Об общих началах предпринимательства в СССР». Он должен был содействовать формированию экономических и правовых условий для развития частного предпринимательства. На это были направле­ны и реорганизация банковской системы, создание коммерческих и кооперативных банков. Расширилось привлечение в экономику иностранных инвестиций, создавались совместные с зарубежными фирмами предприятия.

Произошли изменения в организации сельскохозяйственного про­изводства. Появились фермерские и частные крестьянские хозяйства-К концу 1990 г. в стране насчитывалось около 50 тыс. фермерских хозяйств, в которых производилось около 1% всей сельскохозяйст­венной продукции. Негосударственный сектор — в коллективах и частных формах — получал все более широкое распространение в эко­номике. Экономическая реформа не улучшила положения дел в народном хозяйстве. В 1989—1990 гг. резко сократились темпы роста произ­водства промышленной продукции Увеличивались размеры дефицита госбюджета, росла безработи­ца. В начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн человек.

Антикризисные программы. Летом 1990 г. Верховный Совет СССР принял постановление «С концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Вслед за тем несколько групп видных эконо­мистов и хозяйственников разработали проекты программ, получив­ших название антикризисных. Эти программы представляли собой альтернативные планы перехода к рыночной экономике. Авторами одной из них — «Программа 500 дней» — была группа экономистов во главе с С. С. Шаталиным и Г. А. Явлинским. Программа преду­сматривала децентрализацию экономики, перевод предприятий на аренду и приватизацию. Намечались снятие государственного контро­ля за ценами и допущение регулируемой безработицы. Программа, по мнению ее составителей, позволила бы в течение 500 дней вывести страну из экономического кризиса. Однако для реализации был вы­бран более умеренный план, разработка которого велась под руковод­ством директора Института экономики АН СССР Л. И. Абалкина. Участие в работе над программой принимал глава правительства Н. И. Рыжков. Программа Н. И. Рыжкова — Л. И. Абалкина предпо­лагала сохранение на более длительный срок государственного секто­ра в экономике, а также контроль со стороны государства над скла­дывающимся частным сектором.

Политика реформирования экономики имела значительные соци­ально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. В конце 80-х го­дов волна забастовок охватила шахты Кузбасса, а затем Донецкого угольного бассейна. Только в Донбассе в борьбу за свои права всту­пили свыше 300 тыс. шахтеров.

Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, вла­деющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью. Сформировался социальный слой граждан. Владеющих значительными финансами(банкиры)